Представьте, пожалуйста, вот такое положение дел...
Некий человек начал ощущать боль при ходьбе в районе большого пальца, например, правой ноги.
Боль не постоянная, а приходящая и уходящая...
Это неприятно, это мешает, и негативно влияет на качество жизни...
Вот уже не в радость утренние пробежки.
Этот «придуманный» для нашей наглядности человек умен и бегло сделал необходимый ему анализ самостоятельно...
Стало ясно, что возникающая боль не связана с обувью....
Она появляется и в туфлях, и в удобных кроссовках, и даже, что очень странно, в любимых тапочках....
Поэтому далее такому «выдуманному» человеку придется сделать второй шаг. Ему надо начать визуальное наблюдение за местом боли.
И естественно, он начинает замечать некоторую припухлость в области ногтя на месте боли...
Далее его действия могут быть различны.
А именно:
Если кто-то из знакомых имел подобные проблемы и пояснил, что эта боль от вросшего ногтя, то «наш человек» смог свою боль сделать понятной для себя. Это короткий путь к пониманию.
Вариант второй подлиннее - почитать в интернете. Результат примерно такой такой же, что и в первом случае. Нужно только найти своего информатора и свою информацию.
Да, кстати, этот вид проблемы самолечению может не поддаться!
Третий вариант записаться на консультацию к врачу. Маленькая проблема - к какому? При наличии доброжелательного персонала в регистратуре направят к хирургу, а не к дерматологу.
Помните анекдот про дерматолога, которому было необходимо локализовать проблему клиента?
-Доктор, у меня чешется между пальцами на ногах...
-Между какими пальцами?
-Прямо между большими пальцами ног...
При визите к конкретному специалисту (врачу-хирургу) вся проблема решается комплексно и чаще всего полностью.
Врач сделает осмотр, поставит диагноз, объяснит причину возникшей проблемы и организует лечение и рекомендации. Иногда это небольшая операция.
И еще одна аналогия, последняя!
К примеру, при возникновении зубной боли путь клиента к зубному врач-стоматологу будет в несколько раз короче, чем к хирургу в выше придуманном случае.
А в чем дело?
С чего бы это вдруг путь к стоматологу короче?
Потому что прямо с детства каждый не по наслышке знает, чем занимаются стоматологи.
У нас всех (всех — это не преувеличение) есть проторенная «схема действий» при зубной боли.
И эта схема ПРОВЕРЕННАЯ и сомнению не подлежит.
Даже если пациент не идет к стоматологу из-за страха или по другим причинам, он знает куда и зачем не пошел...
Вот первый случай с пальцем, когда что-то болит, но не знаю, что именно, показывает, что «схема действий» существует, но она имеет много неизвестных как уравнение в математике.
И требуются шаги при которых вместо «неизвестных» подставляются данные наших наблюдений.
Хорошая новость в том, что медицина стала привычной «схемой действий»...
Но не так давно врачей (как и психологов) просто не было.
Теперь о специалистах название профессия которых начинается со слова «псих...» .
Аналогия с медициной, на мой взгляд, подходящая.
Еще недавно психологов не было, потом им не доверяли, и кажется еще не доверяют и сейчас.
Чем занимаются психологи не все знают, а если знают то, по наслышке...
Но в связи с тем, что в мире всегда жили очень сообразительные люди, которые быстро привыкают к хорошему, «схема действий» при возникновении душевного страдания постепенно становиться все более ПРОВЕРЕННОЙ и сомнению не подлежащей.
Так зачем же ходить к психологу?
Короткий ответ - что бы УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ (нужду)...
Если она есть, конечно?
Если все так просто и понятно, то зачем же эта статья, и почему на просторах интернета статей с такими названиями много, а с вариациями их еще больше???
Потому что работа психологов еще не стала настолько привычной, как было показано выше на примере про стоматологов...
Наверное, следует отдавать себе отчет в том, что сейчас имеет место такой этап отношения к психологам, который лучше назвать периодом ПРОВЕРКИ для чего нужен психолог? (лично конкретному клиенту)
И этот этап, имеет много сомнений и сомнения эти подлежат рассмотрению...
И к сожалению, этап затянулся...
Так оно есть....
Как же идет ПРОВЕРКА?
Написанные статьи, кандидатские диссертации, книги, книжечки и рекламные предложения коллег на данную тему, всего лишь обозначают направление на рынке услуг.
А решающую роль может сыграть лишь нужда клиента и «схема действий», в которой поход к психологу предусмотрен.
Вот представьте себе клиента у которого есть нужда, но в «схеме действий» заложена программа о том, что нужда может быть удовлетворена только в апартаментах экстрасенса. Или только медикаментозными способами?
Можете быть спокойны в «схеме действий» Вас не предусмотрено!
А Ваша кандидатская не поможет! Она же не влияет на биополе! Разве нет?
А что влияет?
Работа каждого конкретного психолога с каждым конкретным клиентом - это и есть тот ГЛАВНЫЙ вклад в проверенную и индивидуальную «схему действий», что бы было просто, как у стоматологов!
Стоматологи в «схему действий» при зубной боли попали тоже не сразу.
Так что в некотором будущем профилактический осмотр у психолога будет таким же привычным как у стоматолога? (это вопрос).
Так зачем же ходить к психологу?
Ответ на этот четкий вопрос у меня получается такой же витиеватый как и начало статьи, и к тому же начинает состоять из двух частей.
Вот эти два ответа:
1. Потому что психологи делают свои предложения и «хотят работать». (Хотят работать — это вообще отдельная тема)
Вот представьте себе (абстрактного) человека, который явно ощущает психологическое неблагополучие, и нужду как то это уладить...
И что же? Он набирает в поисковых системах ключевые слова. И что видит? Его восприятие начинает контактировать с предложениями о том, что могут психологи и психотерапевты.
И даже специалист, который напишет свое предложение такими словами «Избавлю от ...»
найдет клиента, которому это подойдет!
Нет я не иронизирую.
Помните Анатолия Кашпировского, который тестировал собравшийся зал с людьми простым способом...
Он уверенно внушал только одно действие, что Ваши руки слипаются все больше и больше и подойдите ко мне те, у кого они слиплись так, что Вы сами их разомкнуть не можете...
Таких людей с высокой степенью внушаемости 1-1,5 %.
И им наверняка поможет специалист, который их избавит.
Сами себя они же не избавят...
Все другие предложения специалистов будут так же хороши.
Помогу разобраться, поворачиваю к себе, научу, проработаем …
Так же неплохо работают предложения типа перечисления симптомов: навязчивые мысли и другие компульсии (навязчивость, принудительность), внутренние конфликты, работа с потерей, и другие отдельные темы и т. д.
Все что специалист умеет, следует описать...
Так же существуют предложения типа: «если Вы психически здоровы (комплимент клиенту не помешает) и встретились в Вашей деловой жизни с проблемами или кризисом, то Вам подойдет коучинг.
И опять все отлично...
Специалист может написать, что он относит себя к какой-либо школе, направлению психотерапии....
И школа получив от такого специалиста определенное количество денег за пройденные модули (циклы) и личную терапию дала «добро» в виде сертификата или чего то еще...
Специалисты обязаны показать, что они делают и где они этому научились (и у кого).
Вот именно за всем предложенным в объявлении клиенты, и идут к психологу
Можно было бы продолжить, что добавляя разные «броские, продающие, ведущие к финансовому успеху самого специалиста объявления» так же хороши...
Только следует не забывать маленькую малость.
Главное не деньги...
Деньги просто важны, но они в этом способе само занятости не главное...
Ну вот мы добрались и до ограничений!
В рекламе психологических услуг они также полезны как и везде....
Вот представьте такой наглядный пример:
Вы едете по центру города, а на центральном проспекте висит рекламный плакат 6 метров на 4 метра, приглашающий в МЕЖДУНАРОДНЫЙ торговый центр.
Да, а рядом плакат 10 метров на 5 метров, с рекламой Ваших психологических услуг, и Вы на нем, озаренный счастливой улыбкой...
А может еще рядом такой же счастливый Ваш клиент...
Нормально?
Или может нарциссызм?
Следующий ответ на вопрос «зачем ходить к психологу?» предлагаю Вашему вниманию под цифрой два.
2. Потому что у клиента есть нужда-потребность
Это самый трудный вариант.
С таким вариантом всегда трудно разбираться.
Обычно нужда-потребность формулируется виде двух обобщений:
Первое: не знаю чего хочу.
Второе: знаю чего хочу, но не знаю как это получить.
Первый случай — это когда достаточно окружающих, что бы решить эти две проблемы.
Но вот если «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ» психологически ЗАБЛОКИРОВАНО?
Это и есть повод обратиться к специалисту...
И небольшое, но важное отступление!
Психологическая проблема почти всегда — это внутри личностный конфликт.
Человек, терпящий невротическую нужду всегда состоит из двух частей!
И эти обе части, как правило отказались от развития (эволюции), но навсегда хотят быть непримиримыми врагами и мешать друг другу!
Все это может длиться десятилетиями...
Например:
Да, я хотела бы научаться доверять мужчинам и удачно выйти замуж!
Но прошло уже 20 лет, а я так и не научилась...
Или:
Я знаю, что лучше бы спокойно говорить с людьми, так они лучше сотрудничают!
Но как то само собой вырывается высокомерие и агрессивность (само собой защитные), которые обеспечивают одиночество и изоляцию, а сотрудничать при этом «никто не хочет»...
Примеры можно продолжить...
Это те самые ответы ЗАЧЕМ ходить к психологу.
Как Вы наверное поняли, я попытался «уверенно» утверждать, что ключевым моментом в выборе помощи самому себе является «установленная схема действий» для удовлетворения возникшей потребности, которая психологически ЗАБЛОКИРОВАНА!
Схема может быть жесткой с элементами «никогда», а может иметь проницаемые, подвижные «границы», позволяющие пойти и попробовать!
Позиция «посмотрим»: поможет-не поможет?
Ну, и разумеется специалисты очень рады клиентам, которые прибывают по нужному адресу определившись в выборе....
Мне нужно 80 часов групповой телесно-ориентированной терапии... Я знаю, что за свою жизнь и свои телесные «симптомы» отвечаю Я сам. Но сейчас хотел бы положиться на Вашу помощь для разблокировки моих ресурсов.
И предполагаю, что Вы поможете мне понимать, что говорит мне мое тело на своем языке... А я уже сейчас, вперед на будущее, планирую это принимать и использовать по-настоящему...
Что тут скажешь?
Проходите...