Крылатые лица

Лица лишенные корней, часто претендуют на обладание крыльями.

 

Давайте чуть-чуть поиграем с одной очень спорной идеей.

 

Всякий из вас уникален, и каждая психологическая типология условна. Любая попытка сложить наши личности, каждая из которых суть неповторимый алмаз, в несколько корзин, рассортировать и снабдить табличками, весьма убога.

 

Но только не в этот раз.

 

ЛЮДИ-ОРЛЫ И ЛЮДИ-МЫШИ

 

Человек это удивительный синтез орла и мыши.

 

Есть Люди-Орлы, и есть Люди-мыши.

 

Орлы – могущественные и гордые существа. Их разум подобен крыльям, и то и дело возносит их над суетой повседневной жизни. Они прирожденные творцы: кто в сфере искусств, кто в мире бизнеса, наук или власти.

 

Они способны взлететь над собой. Это дает им возможность видеть многое, что не видно другим. Еще это позволяет им с юмором и легкостью относиться как к превратностям бытия, так и к собственной личности и роли.

 

Они с легкостью играют с идеями и смыслами, с представлениями и проектами… а если на то их воля, то и с собственной жизнью. Ваша судьба, а часто и судьба миллионов людей им тоже зачастую лишь игрушка.

 

Они легко могут позволить себе опасные игры, смелые эксперименты и высокие ставки. Возможно потому, что они чувствуют себя лишь гостями на этой грешной земле. И в любой миг внутренне готовы ее оставить.

 

Вы в любой миг можете оказаться их жертвой, попасть в их стальные когти, и никто не может гарантировать, что случится тогда. Некоторые из них верят, что их долг защищать людей и служить делу мира. Но не все такие.

 

Порой они становятся тиранами, беспечными игроками, или следуют дальним целям, чуждым пониманию большинства. Иной раз их считают чудаками, иногда пророками. Их делают лидерами и при первой возможности убивают.

 

Эти люди созданы чтоб нести на своих крыльях все бремя мира.

Но обычно они просто парят в вышине.

Кто знает, зачем.

 

Мыши – существа многочисленные, осторожные и робкие. Без крыльев, не зная смелой возможности взлететь, они предпочитают рыть норы. Важнее всего для них размеренность, сытость и повседневный комфорт.

 

Они предпочтут стабильность риску. Общественное мнение и суд других для них бесконечно важнее личного, и если они решатся произвести на свет свое суждение, то будут держать его при себе, как стыдную тайну.

 

Они не станут затевать новое дело, лучше всего никогда, или как минимум сперва все тысячекратно проверив и перепроверив. Им можно доверить строительство мостов, но они захотят рыть подземные бункеры.

 

Они доверчивы, прячут сомнения на дне глубокой норы своего страха. Им проще при всех согласиться и поддержать других, пусть даже робость и приведет к гибели. Но свое суждение, личная инициатива им горше смерти.

 

Вы в любой миг можете стать их жертвой, предложив что-то новое и смелое. Они со злобным писком набросятся и постараются убить, втоптать в грязь и утащить под землю, чтоб только ничего не слышать, не знать.

 

Порой они становятся агрессивны. Тогда они сбиваются в стаи и требуют чьей-то крови. Кровопролитие на время успокаивает их. Потому что убит, принесен в жертву кто-то другой, а они живы и значит сильны.

 

Эти люди созданы чтоб воровать, запасать на черный день и грызть.

Вы можете посвятить жизнь, спасая их.

Все будет зря.

 

КРЫЛАТЫЙ КОРЕНЬ

 

Тварь я дрожащая, или крылатый мужик с топором…

 

Кажется, вы где-то встречали эту теорию…?

 

Что-то она до боли напоминает, знакомое, с виду прекрасное и манящее, но в то же время чудовищное, лживое и давно разоблаченное… но, манящее и зовущее все равно. Я расскажу что это, и чем оно нас так манит.

 

Многие из вас уж узнали Достоевского. Тварь я дрожащая, или орел, способный парить над людьми… другие же опознали в ней корень и сердце фашизма. Особенно, если Орлы и Мыши это разные нации и расы.

 

Но не все так просто. Далее я покажу вам, откуда Достоевский взял эти идеи, с кем он полемизировал в своих книгах, и в чем и почему обманул нас. Об этом вам вряд ли расскажут в школе или литинституте.

 

А потом мы поговорим, какое это имеет отношение в нашей жизни.

Мы отделим горькую правду от частой лжи.

Итак, начнем.

 

Прежде всех, эту дилемму нам предъявил Шекспир. Быть или не быть…? Быть человеком способным на риск, готовым ставить на кон свою жизнь, искать и исследовать правду – или укрыть себя в теплой норе…?

 

Именно таков выбор, если мы прочтем тот знаменитый монолог весь, не ограничившись первой его фразой. Герой выбирает быть – и гибнет, свершив многие безумства и погубив ближних, но обретает вечную славу.

 

Именно этот выбор, если внимательно присмотреться, встает перед каждым из героев шекспировских пьес, и всяк из них выбирает одно. Каждый из них, как и герой древних эпосов, мифов и драм, выбирает лететь.

 

Иначе, он так и остался бы безвестной мышью.

И никакой истории бы не было.

Зато, был бы жив.

 

Прошли века, и великий Гегель объяснил нам все. Он создал множество теорий и книг: большинство их читать нельзя, но не потому что был глуп, а лишь от того что хотел сказать словами невыразимое речью.

 

Но в этот раз у него получилось. Я говорю о его диалектике Господина и Раба, изложенной в Феноменологии Духа. Гегель говорит нам, что все люди от природы равны, но рано или поздно им приходится делать выбор.

 

Выбор делает их неравными, он разделяет их на два рода. На род Господ и род Рабов. Будущий Господин тот, кто готов стоять на своем и ставить свою жизнь на кон. Будущий Раб тот, кто к подобному повороту не готов.

 

Раб дорожит своей жизнью больше чем волей, и вынужден уступить.

Господин ставит жизнь на кон, и гибнет или царит.

Это раз и навсегда меняет их мир.

 

Наиболее последовательным сторонником этой крайне простой, ясной и боле чем очевидной идеи стал Ницше. Он демонстрирует нам все последствия сделанного однажды выбора. Выбора в пользу борьбы или сдачи.

 

Он безжалостно предъявляет нам изнанку привычной реальности, подробно, шаг за шагом показывая, как все наши идеи и представления, этика и эстетика, религия, психология, философия и мораль, следуют из него.

 

Мы видим, как рабы творят религию, мораль и искусство рабов, оправдывающие, славящие и воспевающие их выбор. И как господа хлопают их по плечу, но для себя создают совершенно другие представления, этику и идеи.

 

Застывшая реальность плавится под пристальным взором философа.

Потом его к сожалению несет в дикий расизм.

Но анализ этики совершенен.

 

Если Ницше отталкивается от гегелевской дилеммы и доводит ее до полного логического завершения, то Маркс отталкивается от нее в совершенно другую сторону. Он демонстрирует нам, что все так, но совсем иначе.

 

Маркс обращает внимание на то, что нынешние Господа и Рабы не имеют ни малейшего отношения к тем, гегелевским. И к их давнему роковому выбору. Да, каждый господский род восходит к разбойнику или герою.

 

Так же как род угнетенного труженика и раба восходит к обращенному в рабство предку, сдавшемуся в плен, отказавшемуся от борьбы, или проигравшему. Но, это было так давно, а сейчас реальность совсем иная.

 

Философ исследует и демонстрирует нам механизмы господства и рабства.

Показывает, как они меняются на протяжении веков.

И зовет нас стать господами.

 

Тут-то из кустов и появляется Достоевский со своим топором. Он истинный христианин, раб божий… так что, для него в мире вообще нет никаких господ. И стремление людей стать господами суть бесовский искус.

 

Для него есть один Господин, и он на небе. Так что выбор у вас не в том, быть ли вам господином или рабом, а в том, быть вам хорошим рабом или плохим. Плохой раб убьет старушку, весь исстрадается и сядет в тюрьму.

 

Злой раб хочет взять судьбу в свои руки, в тщеславии ставя себя вместо бога. Его ждет сокрушительное поражение и моральный крах. Хороший раб послушен, он знает свое место и даже научился быть счастлив.

 

Всей мощью своего таланта писатель обрушивается на наследие духа.

Он унижает, втаптывает в грязь мечту о свободе.

И мы верим ему, а зря.

 

ВАШ ВЫБОР

 

Никто и не знал, а я Бэтмен.

 

Всматриваясь в мир, видим, что все они были по-своему правы.

 

Сегодня нам нравится верить, что Господин и Раб не просто живут в каждом, но составляют совершенно неразделимые части нашей личности: Порой они меняются местами, и часто не всегда ясно кто есть кто.

 

Но тут настает Час Гегеля. Время, когда каждый из нас волей судьбы вдруг находит себя в месте, где приходится ставить шекспировский вопрос. И от ответа, выбора, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь.

 

Тогда нам не отвертеться. Или мы станем рабами, мышами, скрывшимися в норе. Мы будем скулить, что жизнь дороже чести, а счастье дома. Нас вынут и заставят петь по нотам новых господ, и мы споем что скажут.

 

Либо мы сделаем выбор древних героев. Выбор, что мучил гомеровского Ахилла и толкиеновского Фродо,  Ланселота Озерного, смелого Ролланда и могучего Беовульфа… и скорей всего, так бесследно и сгинем.

 

Немногие заслужат песни. Мы уже не узнаем имен миллионов бессмертных бойцов, когда-то защитивших нас от рабства и истребления. Кто-то случайно окажется в книге, в легенде и наградном листе, но не мы.

 

Однако, герои обретут вечную славу, даже если о ней никто не знает. Славная и достойная смерть – единственная награда за прекрасную и полную честного труда жизнь. Или вы и вправду думаете жить вечно…?

 

Я не знаю, как вам жить в этом мире и что вам выбрать.

Мне неизвестно, есть ли у вас крылья.

Решайте сами.

 

P.S.

 

Метафора разделения людей на Людей-Орлов и Людей-Мышей рассказана мне замечательным рок-музыкантом Вадимом Демидовым, и изложена им недавно в его новом романе «Яднаш», о чем я уже подробно писал в предыдущей статье:

Выпей яду

 

Последствия этой метафоры, с виду вполне философической и отвлеченной, будучи рассмотрены на примере российский реалий, могут перевернуть мозг.

 

И выходит так, что нам надо решать.

 

Прямо здесь.

 


Что интересного на портале?