Критика. Как воспринимать и как реагировать?

40Критика. Как воспринимать и как реагировать?
Критика. Как воспринимать и как реагировать?

     Критика- она вредная или полезная: как научиться воспринимать критику?


    Механизм критики научно доказан и объяснён. Оказывается, причины сопротивления ей лежат в далёкой древности. Наш мозг запрограммирован таким образом, что мы закрываемся, чтобы защититься от упрёков. Это опасения, сформировавшиеся у предков относительно выживания, страх оказаться вне племени.

     

  Примеры нашей реакции на критику: 
«Да, неплохо, но я бы сделал иначе»… Знакомо? Думаю, да. А эти упрёки: «У тебя опять ничего не выйдет…».

    Нас сравнивают и критикуют близкие, коллеги и даже случайные знакомые. Некоторые из нас при этом склонны бежать, а другие предпочитают сражаться.
Мы ждём, что нас похвалят, и, если происходит обратное, расстраиваемся. В психологии это называется «подтверждение смещения» и означает тенденцию к поиску, продвижению информации, которая подтверждает наши собственные убеждения. А как же альтернативные возможности?
Все мы по-разному реагируем на критику. «Ну, и что с того?», ‒? скажут непробиваемые, толстокожие персонажи, которых не волнует чужое мнение. Мистер и мисс восприимчивость, напротив, слишком ранимы. Они реагируют на малейшее замечание и косой взгляд и начинают корить себя. Другие защищаются, оправдываются, ссылаются на причины, от них не зависящие. «Ой, на себя посмотри!», ‒? парируют агрессивные. А есть те счастливые, которые воспринимают всё правильно. Они умеют соизмерять и прислушиваться.
Как нужно реагировать на критику
Мы боимся быть раскритикованными, отвергнутыми или смешными. Но те, кто умеет воспринимать критику, используют её, как шанс.
Если после критики вы почувствовали дискомфорт, спросите себя, почему. Источник дискомфорта следует рассматривать, как компас, помогающий двигаться в нужном направлении. Продолжая задавать себе вопросы и размышлять над ответами, вы приблизитесь к причине. Да, сначала ответы, скорее всего, будут затрагивать внешний мир, но постепенно станут касаться и вас. Это означает, что дискомфорт исходит не от человека, который подверг вас критике. Причина внутри вас: ею может быть некое убеждение, ошибочное мнение, аналогичная ситуация из прошлого. Окончательный ответ должен быть таким, который поможет убрать дискомфорт и начать действовать.
Важно понять: нас критикуют ‒? значит, мы живы и кому-то не безразличны. А это уже повод прислушаться. Критика ‒? мощный катализатор роста.
Не ждите похвалы, если хотите добиться успеха
Это о положительной критике ‒? благонамеренной, продуманной и конструктивной. И хотя нам всем сложно отбросить наше эго и гордость, такие критики могут стать нашими лучшими помощниками. К тому же критика информирует о том, как нас воспринимают другие. Она учит нас слушать, помогает избежать самоуспокоенности, преодолеть слабости и стать лучше.
Например, у вас есть мечта, которую вы хотите реализовать. И вдруг она подвергается критике, в ваши силы не верят. Вы можете идти напролом вместо того, чтобы прислушаться. Более того, в случае неудачи вы обязательно услышите: «А мы тебе говорили!».
Все мы не совершенны, поэтому критика будет звучать в наш адрес много раз в жизни. Нужно научиться управлять ею, отсеивая всё ненужное и оставляя позитив и конструктив. Человек критикует, чтобы подсказать, или отправляет нам свои собственные разочарования? Это реально или лишь туманная двусмысленная альтернатива? Правильно ли вы поняли, Это реально или лишь туманная двусмысленная альтернатива? Правильно ли вы поняли, что имел в виду оппонент?
На самом деле критика может стать стимулом для выполнения новой задачи, началом конструктивного диалога, мотивацией выйти из зоны комфорта. А общаться с людьми, имеющими больший опыт, чем мы сами, намного интереснее и продуктивнее.
Можно провести один простой, но полезный эксперимент: расскажите о ситуации близкому человеку и спросите, как бы он реагировал на вашем месте. Если выяснится, что вы действительно ошиблись, примите свои ошибки. Это, пожалуй, самый трудный шаг,но выгода очевидна. Такой выход из ситуации позволяет нам переориентироваться и двигаться дальше. Замечали, что люди принимающие решения и действующие, всегда подвергаются критике? Это нормально.
Откуда берутся тролли и как от них защититься?
Самое простое ‒? не спрашивать их мнения. Но иногда люди высказываются без запроса с вашей стороны. Почему же они так критичны? Почему им сложно быть позитивными? Скорее всего, они что-то упустили сами. Критикуя других, они критикуют себя. А порой такое словоблудие говорит лишь о банальной зависти и жажде мести.
Однако самая распространённая реакция на плохую критику – обида или агрессия. Хотя достаточно вспомнить одну короткую, но ёмкую фразу из Интернета: «Не кормите троллей».Ведь очевидно, что они провоцируют. Игнорируя такие провокации, ситуацию контролируете вы, а не они. Выбор есть всегда. Ну, а если ничего не действует, просто избегайте этих людей.
И в завершение несколько признаков плохой критики: в её основе лежит собственный отрицательный опыт критикующего, а сама она несёт негативно заряженные эмоции; замечания не основываются на фактах, опыте и знаниях, что можно легко выяснить, начав задавать вопросы; оппонент апеллирует к ненадёжным источникам, ссылается на события и факты, на которые вы не в силах повлиять (погода, кризис, возможная болезнь и т. д.)

Юлия Таланцева

Поделиться:


2018-08-24
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?