Критика как средство воспитания

Критикуя ребенка за каждую ошибку или неудачу, родитель убивает в нем проявление жизни, проявление свободной творческой энергии, которая необходима для исследования и освоения внешнего мира. В том месте где ребенку нужна поддержка, понимание и совет взрослого для того чтобы сделать выводы и пройти дальше, он получает по рукам. Через критику, ребенок слышит, что он какой-то не такой. И тогда он подавляет в себе любое проявление спонтанности, что ограничивает  свободу самовыражения.  Энергия, которая могла быть направлена на освоение жизни будет направлена на безжизненность. Теперь эта часть, которая жаждет выхода - натыкаясь на неприятие со стороны родителей - будет отсечена и спрятана за стены сознания.

Вокруг этих стен появятся защиты, которые при малейшей попытке проявить себя будут говорить - «Не стоит этого делать, все равно ничего не получится; Я все делаю не так …., поэтому лучше не высовываться; Я плохой». Это то, как ребенок услышал про себя, в тот момент когда родители воспитывали в нем (через критику), хорошего мальчика (девочку). Он это считал и присвоил. Внешний критик стал внутренним.

Это становится частью психики, которая и составляет именно тот пласт, который крепко удерживает свободную, творческую часть личности, по сути, ее индивидуальность, от любой возможности проявления, с одной стороны. С другой, эти стены/защиты оберегают от той детской боли, от обесценивания, критики, подчеркивания своей плохости.  «И тогда лучше ничего не делать, ведь меня никто не поругает» - любое проявление инициативы будет наказуемо самим же собой. В итоге, человек живет в узких стенах своего бытия, задыхаясь от собственного страха в попытке сделать выход наружу и проявить себя и свои возможности.  


Что интересного на портале?