КОНТРАКТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Важным этапом в психологической работе является построение границ между клиентом и психологом, в связи с чем необходимым шагом в работе психолога является "КОНТАРКТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ" или "ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ".
Далее я предоставляю вариант контракта, который разработан мной в процессе практической работы, анализа опыта коллег, а также личной терапии и в работе с супервизором.
Следует понимать, что у каждого психолога правила будут свои, и другому специалисту данный контракт в чистом виде может не подойти. Ваши соображения на эту тему я буду с радостью читать и принимать в комментариях под статьёй. Как говорится: "Нет предела совершенству!", возможно именно ваша мысль интроецируется в моё профессиональное "Я" и я добавлю или переформулирую какие-либо пункты. Заранее благодарю! :)
Предыстория.
Контракт ответственности предоставляется клиенту в конце первой сессии, чтобы он ознакомился с ним дома, не отнимая время консультации на изучение данного документа, и следующую встречу необходимо начать с обсуждения данных правил.
Существуют исключения:
с антисоциальными клиентами иногда приходится начинать сразу же первую сессию с обсуждения данных правил;
с тревожными клиентами также важно сразу обозначить границы работы.
На второй сессии контракт подписывается в двух экземплярах: один остаётся у специалиста, а второй сохраняется у клиента.
Так как пункты данного контракта являются весьма констурктивными, то в случае, если клиента не удовлетворяют какие-то условия контаркта, можно начинать "диагностику". Чаще всего, с правилами сложно соглашаются антисоциальные клиенты, с связи со сложностью ощущения ими собственных границ и посторения границ с окружающими.
Если в процессе вашей совместной работы вами вводятся новые или дополнительные правила, то контаркт перезаключается с уже внесёнными изменениями, и подписывается двумя сторонами с пометкой "С новыми изменениями в контаркте согласен" и ставится дата его подписания.
Итак, ниже, собственно, сам контракт. Как я уже написала выше, жду ваших размышлений, вашего опыта и предложений, для улучшения данной версии контракта (если это действительно необходимо).
КОНТРАКТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
На протяжении всего времени совместной работы (индивидуальной или семейной) психолог и клиент точно соблюдают взаимные обязательства.
О конфиденциальности
Вся информация, полученная от клиента, является абсолютно конфиденциальной (не подлежит разглашению).
Исключения составляют следующие случаи:
- Если сам клиент даёт на это разрешение;
- В случае детской психотерапии (с несовершеннолетними в возрасте до 18 лет), если жизни несовершеннолетнего клиента что-то угрожает, психолог вправе рассказать родителям (законным представителям) о том, что происходит на индивидуальных занятиях с несовершеннолетним при его согласии на данные действия. В случае несогласия несовершеннолетнего на данные действия психолога, занятия прекращаются;
- Если психолог обязан раскрыть конфиденциальность по закону (например, в случае возбуждения уголовного дела против клиента, или неотложном направлении клиента в психиатрическую больницу);
- При направлении клиента к врачу другой специальности (любой врач сохраняет врачебную тайну);
- Во время супервизии (представления хода работы с клиентом более опытному коллеге с целью поиска наиболее эффективных путей помощи клиенту);
- Во время интервизии (представления хода работы с клиентом в профессиональном групповом обсуждении с коллегами с целью поиска наиболее эффективных путей помощи клиенту);
- При преподавании и при занятии научной деятельностью (данный пункт обсуждается как личная просьба психолога).
В случаях 5, 6, 7 сохраняется тайна фамилии и имени, а информация о клиенте искажается настолько, чтобы он был неузнаваем.
О структуре и оплате очной сессии
- Сессия проводится в точно установленные дни и время.
- Продолжительность сессии – 50 минут, сдвоенной сессии – 1 час 40 минут.
- В случае опоздания клиента, время сессии не продлевается, в случае опоздания психолога, время продлевается на период его опоздания.
- Оплата производится в начале каждой сессии.
- Если возникают обстоятельства, препятствующие присутствию на очередной сессии, клиент уведомляет психолога об этом до 21:00 накануне дня встречи. В противном случае, независимо от причины пропуска, сессия оплачивается. В случае невозможности провести сессию, психолог также уведомляет об этом клиента до 21:00 накануне дня встречи. В противном случае, независимо от причины пропуска, следующая сессия будет проведена бесплатно. Как в том, так и в другом случае, при недостигнутой договорённости о переносе сессии, встреча отменяется.
- Сессия, пропущенная клиентом без предупреждения, оплачивается. В случае пропуска сессии психологом без предупреждения клиента, последующая сессия будет бесплатной.
- Если клиенту требуется сессия в период отпуска психолога или в выходные/праздничные дни, то она оплачивается в двойном размере.
- Если клиенту требуется экстренная поддержка по телефону (длительностью от 5 до 30 минут), то он вправе позвонить психологу. В этом случае время работы психолога будет оплачено в двойном размере. Экстренная поддержка по телефону производится только после зачисления денежных средств на банковскую карту психолога.
- Плата за сессию пересматривается психологом каждые три месяца, но не обязательно меняется.
- В случае детской психотерапии, если родители (законные представители), оплачивающие работу психолога, получают реже одной очной или телефонной/skype- сессии в месяц, занятия с несовершеннолетним приостанавливаются до тех пор, пока родители (законные представители) не выйдут на контакт.
О структуре и оплате телефонной/skype- сессии
Клиент может получать консультацию по телефону или по skype.
- Сессия проводится в точно установленные дни и время.
- Продолжительность телефонной сессии – 30 минут, skype-сессии – 50 минут.
- В случае, если клиент не выходит на связь вовремя – время сессии не продлевается, в случае, если психолог не выходит вовремя на связь – время продлевается на период его опоздания.
- Стоимость телефонной/skype- сессии приравнивается к стоимости очной сессии.
- Телефонная/skype- сессия оплачивается заранее и проводится только после зачисления денежных средств на банковскую карту психолога или при заранее спланированной личной встрече.
- Денежные средства за пропущенную клиентом без предупреждения телефонную/skype- сессию не возвращаются. В случае пропуска телефонной/skype- сессии психологом без предупреждения клиента, денежные средства возвращаютcя, и следующая телефонная/skype- сессия будет проведена бесплатно.
- В случае плохого Интернет-соединения клиент звонит психологу по телефону и далее сессия является телефонной.
- Телефонный звонок производится за счёт клиента.
- Если клиенту требуется телефонная/skype- сессия в период отпуска психолога или в выходные/праздничные дни, то она оплачивается в двойном размере.
- Плата за телефонную/skype- сессию пересматривается психологом каждые три месяца, но не обязательно меняется.
Ответственность психолога
- Психолог имеет право на неприкосновенность и уважение частной жизни.
- Психолог имеет право ожидать и требовать справедливой компенсации за свою работу.
- Психолог имеет право запрашивать и получать релевантную (достоверную) информацию от клиента, о тех аспектах жизни, которые его беспокоят.
- Психолог имеет право получать релевантную информацию с разрешения клиента из других соответствующих источников (родственников, врачей и т.д.).
- Для повышения качества оказываемой помощи, психолог имеет право фиксировать сессии на записывающее устройство (только для личного пользования).
- Психолог имеет право взять перерыв в работе в следующих случаях: 1) на время ежегодного отпуска – до 30-ти календарных дней; 2) во время календарных праздников и выходных; 3) на время декретного отпуска по уходу за ребёнком; 4) по семейным обстоятельствам (смерть близких, заключение брака, во время лечения и пр.).
- Психолог сообщает клиенту о планируемом отпуске за две сессии вперёд.
- В случае продолжительного отпуска (от 30-ти дней) психолог сообщает об этом клиенту за четыре сессии вперёд.
- Если у клиента есть острая необходимость встреч во время перерыва в работе, то психолог обязуется рекомендовать ему другого специалиста, квалификация и специализация которого соответствует необходимой клиенту помощи.
- Психолог имеет право звонить клиенту по организационным вопросам.
Психолог несёт ответственность перед клиентом за:
- свой профессиональный уровень;
- соблюдение основных правил и принципов консультирования;
- предоставление психологической помощи в атмосфере уважения;
- достоверность информации, предоставляемой клиенту;
- предоставляемую информацию о диагнозе и направленности психологической работы, включая методы психотерапевтической работы;
- анализ происходящего в процессе сессии;
- соблюдение временных рамок сессии;
- соблюдение графика работы и заранее спланированную отмену или перенос сессии, только в случае объективной необходимости.
Психолог не несёт ответственности перед клиентом за:
- то, каким образом клиент будет распоряжаться полученной информацией;
- те решения, которые принимает клиент;
- те чувства и эмоции, которые испытывает клиент (психолог лишь предлагает их осознавать и анализировать);
- его физическое состояние (психолог лишь предлагает осознавать и анализировать соматические реакции клиента).
Ответственность клиента
- Клиент обязуется посетить, как минимум, семь сессий.
- В случае детской психотерапии, родители (законные представители), оплачивающие работу психолога, обязуются посещать минимум одну очную сессию или телефонную/skype- сессию в месяц.
- Несовершеннолетние клиенты в возрасте с 14 лет имеют право посещать психолога самостоятельно без включения в психологическую работу родителей (законных представителей), при условии самостоятельной оплаты работы психолога.
- При условии, что работу психолога с несовершеннолетним (в возрасте до 18 лет) оплачивают родители (законные представители), то они являются полноправными участниками психологического процесса, и обязаны также посещать психолога. В этом случае психолог соблюдает все правила конфиденциальности, если несовершеннолетний не желает, чтобы родители (законные представители) знали что-либо о его психологическом процессе. Исключения составляют случаи, угрожающие жизни несовершеннолетнего.
- Если клиент получает консультации у других психологов или специалистов иного профиля (психиатр, невролог и пр.), клиент обязан информировать об этом психолога.
- Клиент имеет право прервать работу с психологом на любом её этапе, при этом ответственность за последствия и последующее психологическое состояние клиента ложится на самого клиента.
- Если клиент решает прекратить психологическую работу по собственной инициативе, то он обязуется посетить ещё две сессии после своего заявления о прекращении работы.
- Клиент сообщает психологу о планируемом отпуске за две сессии вперёд.
- Клиент имеет право на психологическую работу с другим психологом, в случае длительного перерыва в работе по текущему контракту (запросу на психологическую работу).
- Клиент имеет право фиксировать сессии на записывающее устройство для личного пользования, с целью собственного саморазвития.
- Клиент имеет право звонить психологу по организационным вопросам.
Клиент несёт ответственность пред самим собой за:
- конструктивное использование (или неиспользование) времени сессии;
- готовность (или неготовность) рисковать и открываться перед психологом;
- чувства и эмоции, которые он переживает в процессе сессии и после неё;
- готовность (или неготовность) переживать дискомфорт, связанный с необходимостью изменений;
- выполнение (или невыполнение) рекомендаций психолога;
- применение (или неприменение) в жизни знаний и умений, полученных в процессе консультирования, а значит, за достижение (или не достижение) поставленных целей;
- использование своего энергетического, психического и интеллектуального потенциала для решения обозначенных трудностей в процессе психологической работы (на сессиях и между ними).
Клиент несёт ответственность перед психологом за:
- получение психологической помощи в атмосфере уважения;
- своевременную и справедливую компенсацию работы психолога;
- достоверность информации, предоставляемой психологу;
- не нанесение физического ущерба себе, психологу и имуществу (кроме специальных предметов, которые могут использоваться в упражнениях) во время сессий и между ними. В случае намеренного или ненамеренного повреждения помещения или обстановки, клиент обязуется возместить стоимость причинённого ущерба;
- получение психологической помощи в здравом уме и твёрдой памяти: не курить, не принимать алкоголь во время сессии, не покидать её ранее установленного времени, а также не приходить на сессию под влиянием алкоголя, наркотических веществ или лекарственных препаратов, не назначаемых врачом;
- информирование психолога о приёме лекарств, назначенных врачом, об изменениях дозы принимаемых лекарств и об отказе от принимаемых лекарств;
- информирование психолога об изменениях в следующих аспектах своей жизни: работе, образовании, отношениях с родителями, родственниками, близкими друзьями, мужем (женой), сексуальными партнёрами;
- информирование психолога об изменениях в своём физическом и психологическом самочувствии;
- соблюдение временных рамок сессии;
- соблюдение графика работы и заранее спланированную отмену или перенос сессии, только в случае объективной необходимости.
Кроме указанных в данном контракте обязательств, психолог и клиент отдельно договариваются о сроках совместной работы и её цели (запросе на психологическую работу).
Клиент может звонить психологу по номеру: +7 (918) 888-18-13, с 9:00 до 21:00.
Психолог может звонить клиенту по номеру: ________________, с ____ до ____.
В случае, если клиент не выходит на связь, психолог имеет право позвонить следующим лицам, обладающим информацией о том, что клиент посещает психолога, для уточнения причины отсутствия клиента на сессии:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Электронный адрес клиента:______________________
Нижестоящая подпись свидетельствует о моём согласии на участие в психотерапевтическом процессе в соответствии с данными правилами:
Психолог _____________/Грицай Марина Николаевна/
Клиент _____________/___________________________/
_____________/___________________________/
Дата первой сессии _____________