Конфликт с ребенком. Как разрешить?

            Конфликт с ребенком – ситуация неприятная и периодически, а порой часто, встречающаяся в отношениях родителей и детей. Разные мнения сторон о том, во сколько вернуться домой с прогулки, когда сесть за уроки, на что потратить карманные деньги и надо ли выключать компьютер, могут стать поводом для серьезного внутрисемейного конфликта и гневных выпадов «Достали уже!», «Сколько тебе говорить?», «Больше никогда не… (включишь компьютер, пойдешь гулять, получишь деньги)!» в адрес друг друга. Часто родители выходят из таких напряженных споров двумя путями. Первый состоит в том, чтобы эмоционально надавить на ребенка (накричать, шлепнуть, пригрозить) и любым способом подчинить его своей воле (лишить денег, вынести компьютер в гараж, силой утащить за руку с улицы). Второй направлен на то, чтобы быстрее сгладить ситуацию, снизить градус эмоционального напряжения в разговоре, отказавшись от своих требований и просьб к ребенку, уступив ему. Досадно, что оба пути ведут к ухудшению отношений родителей и детей: в них становится меньше тепла, уважения, доверия.

        Хорошо, что существует третий, конструктивный, способ поведения в конфликте. Включающий в себя 5 простых этапов, он действительно помогает найти решение спорной ситуации и укрепить хорошие отношения между родителями и детьми.

          Разберем эти 5 этапов на примере проблемы беспорядка в детской и отсутствия у ребенка привычки прибирать за собой вещи.

1.     Определите то, что является проблемой

Понятно и немногословно сообщите ребенку, что существует определенная проблема, которая ждет своего решения. Подумайте, что приводит ребенка к тому, что он ведет себя так, а не иначе, какие чувства он испытывает при этом. Поговорите о чувствах и потребностях ребенка. Далее расскажите о своих чувствах и потребностях.

Я замечаю в детской большой беспорядок. Вещи разбросаны вместо того, чтобы лежать в шкафу или стоять на полке. Думаю, что следить за порядком трудно, когда торопишься поскорее раздеться, придя домой, или играешь в любимые игры. Со своей стороны, я огорчаюсь, когда вижу на полу школьную форму, и сержусь, если наступаю на детали конструктора, входя в твою комнату.

 2.     Инициируйте совместный поиск решения.

Пригласите ребенка к совместному обсуждению путей выхода из ситуации. Подчеркните, что вам важно слышать его мнение о проблеме и его участие в поиске решения необходимо. Укрепите мотивацию ребенка включиться в обсуждение,  показывая собственную заинтересованность в соблюдении его интересов и желании найти такой выход, который бы устраивал всех членов семьи.

 Давай обсудим это и придумаем, как решить ситуацию, чтобы было хорошо нам обоим. Мне важно твое мнение и я хочу, чтобы мы нашли такое решение, которое устраивало и тебя, и меня.

 3.  Вместе придумайте как можно больше различных вариантов решения ситуации. Запишите их все.

Первым предложите возможный вариант решения проблемы. Спросите у ребенка о том, как еще можно поступить, что еще можно сделать, что придумать. Заранее приготовьте блокнот для записи и вносите в него все предлагаемые способы. Поддерживайте выдвижение как можно большего количества идей. Воздержитесь от критики и оценки мнений, даже если некоторые варианты сразу покажутся вам неприемлемыми. Делитесь своими идеями. 

 - Может быть, мне заходить к тебе почаще и напоминать убрать вещи?
 - Мам, а что если я буду убирать вещи каждый день сам перед сном?
- Давай клеить на разбросанные вещи яркие стикеры-напоминалки «Убери меня». А может быть мне просто забирать у тебя вещи, которые разбрасываются по полу? Можно нарисовать график уборки комнаты и отмечать в нем яркими звездочками дни, когда это тебе удалось без маминых напоминаний. Пять звездочек подряд и тебя ждет сюрприз!  

 4.  Выберите вариант, который нравится вам обоим и спланируйте, как выбранный вариант будет воплощаться в жизнь

Перечитайте вслух все записанные варианты. Узнайте, что думает ребенок об имеющихся альтернативах. Вычеркните варианты, которые вызывают резкое несогласие  у ребенка или у Вас. Предложите выбрать из оставшихся тот способ, который нравится больше. Поделитесь своим мнением. При необходимости обсудите компромиссный вариант. Обсудите, что нужно сделать, чтобы выбранный вариант начал работать.

 - Давай теперь посмотрим, что у нас получилось.
- Мам,  «часто напоминать» мне не подходит. Вычеркни это. График…можно попробовать. О, давай так: ты можешь мне напомнить навести порядок один раз и я это сделаю!
- Я согласна напоминать тебе один раз в день навести порядок. Как мне лучше делать это? Позвонить тебе, во сколько? Отправить смс? Нарисовать яркий постер на стену «Убирай в комнате»?  

 5.  Следите за тем, как реализуется выбранный вариант и при необходимости вносите поправки

Воплотите выбранный вариант в жизнь. Посмотрите на то, как это работает, 2-3 дня. Поддерживайте положительные результаты, отмечайте приятные изменения. При понимании того, что вариант работает недостаточно хорошо, выделите время и пригласите ребенка для обсуждения того, что можно предпринять в таком случае. Внесите в выбранное ранее решение необходимые изменения.

Приятно видеть, как убрано в твоей комнате. Здорово, что одно мое напоминание помогает поддерживать в детской порядок!

ИЛИ

Я замечаю, что одного моего напоминания недостаточно для того, чтобы в комнате был порядок. Давай подумаем, что нам еще нужно сделать. Может быть, мне напоминать два раза? Или все-таки заведем график?

Всего светлого,
Ирина Буровихина


Что интересного на портале?