…»
Как бы выстоять побои,
Как бы слезы удержать?
Как собраться с силой воли,
От толпы не побежать?
Как не закричать от злобы,
Губы б в кровь не искусать?
Как бы страх упрятать, чтобы
Слабости не показать.
Оголтелою толпою,
Варварами окружен,
Весь в побоях, кровь рекою
И углями обожжен.
В бога иноверец верит
Не как судьи, он другой,
И за это бит до смерти
Жалкий немощный изгой.
Алеша Тихий
Обычная история: кто-то в публичном пространстве высказал мнение, которое не понравилось "прогрессивной" общественности. И вот уже пошло-поехало-понеслось: полились ушаты грязи и оскорблений, каждый придумывает свою версию того, что движет автором высказывания - и, конечно же, мотивы автора, априори, не могут быть честны и благородны, он обязательно движим "шкурным" интересом, однозначно кому-то продался, непременно врет и т.д.
И дело даже не в том, насколько прав или не прав осуждаемый. Пусть даже не прав (хотя кто может выступать критерием истины?)! Он выразил мнение. Разве не имеет права? "Имеет", - скажет любой здравомыслящий человек. Но что мы видим в реальности?
Даже если действие происходит в виртуальном пространстве - механизм один и тот же, начинается коллективная травля, где каждый (в том числе и - еще сегодня утром -"здравомыслящий") считает своим долгом изощриться в гадостном остроумии и "вдарить" побольнее.
Печаль в том, что никакого реального отношения к мышлению и самоопределению эта агрессивная реакция не имеет. Синдром разъяренной толпы, которой движет лишь одно - слить ресентиментальную ярость на подвернувшийся объект, - вот и все, что здесь есть.
Толпа нашла "жертву", и теперь будет пинать ее со всей страстью и наслаждением до тех пор, пока весь пыл не иссякнет.
Но почему вполне себе нормальные, здравомыслящие, не очень-то и злые люди начинают себя так по-скотстки вести?
Объяснение этому чудовищно банальное: людям необходимо чувствовать себя принадлежащими к группе. И непременено - к группе "правых" (т.е. тех, кто правильно думает). Весь страх и тревога перед возможностью оказаться непринятым, выброшенным, в изоляции, выливается в агрессию против "чужака".
Агрессия, кстати, тем сильнее, чем сильнее сомнение - ведь сомнение очень трудно выносить, приходится его давить. За такое "предательство" самого себя обыватель еще ожесточеннее обрушивает свой гнев на "виновника" своих сомнений и колебаний. Известный, кстати, феномен: можно вспомнить, что самыми злобными и яростными фашистами во времена Гитлера были евреи-полукровки - им особенно важно было показать, как люто они ненавидят евреев. Или то, что также нередко удивляет историков: выясняется, что во время погромов и массовых убийств людей особо свирепствуют добрые и милые - еще вчера - соседи и друзья.
Наслаждение в коллективной травле усиливается тем обстоятельством, что никто в толпе не несет индивидуальной ответственности за происходящее.
Серьезнейшая проблема человека в том, чтобы быть способным ДЕЙСТВИТЕЛЬНО иметь своё мнение, позволять себе сомнения, а не быть отражателем и выразителем (иногда оголтелым, бездумным) мнения своей референтной группы.
Возможно, это и делает человека - ЧЕЛОВЕКОМ, а не "людем", элементом толпы.