Когда школа в радость

Родителям важно понимать, что невозможно стать учеником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде, чем ваш малыш станет настоящим школьником.

 

 

Учимся учиться

Вообще-то первый год в школе это своего рода  контрольная работа (или экзамен) для родителей по итогам воспитания ребенка  в дошкольном  возрасте, когда четко проявляются все  плюсы и минусы: внимание или  невнимание к ребенку, отсутствие эмоционального контакта  или хороший контакт, умение или  неумение помочь и поддержать. Порой родителям не хватает спокойствия и доброты и часто именно из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не неделя требуются для того, чтобы их малышу освоиться в школе по-настоящему.

Большинство родителей уверены, что их дети самые, самые -  придут в школу и сразу со всем справятся. Если у ребенка не получается, у родителей –тревога.  Поэтому первое, что о чем мы предупреждаем: не ждите от ребенка сиюминутных достижений. Представьте, если бы вы приступили к какой-то новой работе:  все другое, неизвестно за что браться. Для малышей – школа - такой же труд, они все здесь познают впервые.

 

Не выводите буквы за ребенка

Выполнение домашних заданий — одна из основных проблем, с которой сталкиваются родители. И здесь они, как правило, совершают большую ошибку — делают их за ребенка. Мамы садятся с ним и каждую точку, буковку выводят только вместе. Лучше даже не начинать подобную практику, иначе вам придется делать это ближайшие 11 лет. Задача родителей- научить ребенка самостоятельно делать домашнее задание. Как это сделать? Дайте ребенку  подробный алгоритм действий – что сначала, что потом. Прежде всего, установите рабочее пространство, подготовьте учебники, определитесь, с какого предмета начать. Со сложного или простого – зависит от ребенка: одному проще – с более трудного, другому, скажем, с рисования. В этот период важно быть рядом,  подсказывать, что и как делать. Не погружаться в их процесс, а проследить. Если ребенок просит помощи, вы помогаете в разумных пределах. Когда малыш приучится к самостоятельности, сможет все делать сам, его можно контролировать уже на расстоянии. Как долго будут длиться эти этапы –у каждого ребенка по-своему. Наберитесь терпения и ни в коем случае не делайте работу за него.

 

Похвала – лучший стимул

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков ваш ребенок потеряет веру в себя.

Еще одна ошибкачасто встречается у родителей:они начинают сравнивать их успехи с чьими-то другими. Например, с достижениями старших детей, друзей: «Вот Дима, какой умница, все успевал». Или: «Твой друг Миша только пятерки получает». Если сравнивать ребенка, то только с ним самим, с его успехами. Любой малыш может делать что-то хорошо: собирать конструктор, добиться результатовв спорте, в танцах, рисовании,читать выразительно.  Можно подчеркнуть: «Вот, ты здесь научился, значит и в этом тоже получится». Или же сравнить:«Вчера не получалось, а сегодня уже,посмотри, насколько лучше».

 

Если делать замечания, то - в точку

Родители часто делают замечания детям. Несомненно, в этом и заключается  воспитательный момент. Только замечания замечаниям рознь. Нельзя употреблять обобщающие фразы. Допустим, пролил малыш сок и мама сразу: «Вот, ты всегда что-нибудь испортишь». У ребенка идет обобщение, я не потому плохой, что пролил сок, а  в целом – плохой. Так мы формируем его негативное отношение к себе, в свои успехи. Если сын или дочь что-то сделали не правильно, надо сказать об этом конкретно. К примеру: «Сегодня я вижу, что ты выполнил домашнее задание хорошо, а в классной работе не старался». Чем точнее будет ваше замечание, тем более понятно ребенку: что он должен делать.

Представьте, если вас похвалили на работе: «Молодец, ты отлично сегодня поработал» - а что именно хорошего сделал? В следующий раз – отчитали: «Ужасно выполнил работу», а что конкретно не так – не понятно. Так и для ребенка, если он будет знать, что букву «о» надо писать аккуратнее, ровнее, то и будет стараться это делать.

 

Свои эмоции оставьте при себе

Если вы хотите, чтобы у ребенка сложилось хорошее отношение к школе, к своим учителям, никогда не показывайте свои личные воспоминания, негативные эмоции по отношению к школе. Такие вздохи: «Ох, эта школа, опять эти уроки» - оставьте при себе. Поддерживайте интерес детей к школе, показывайте, что школа – это место общения, способ получения информации, создавайте позитивный образ школы. Если возникают какие-то проблемы, они всегда разрешаемы.

Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок, спросите своего малыша о том, с кем он сегодня играл на перемене, с кем делился интересным событием.Помогите ребенку подружиться с детьми из школы – можно приглашать детей из класса домой   - это сближает, помогает установить дружеские отношения.

 

Как же понять, насколько  легко или тяжело дается ребенку школьная нагрузка?

 

         Внимательные родители сразу смогут найти ответ на этот вопрос. Если адаптация ребенка к школе проходит не очень гладко он не хочет рассказывать родителям о школьных делах, становится нервным, раздражительным, хотя еще недавно не был таким. Старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу, нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует». Если в школе не играет с одноклассниками,  находится в подавленном настроении – это «пассивный протест».

Как помочь ребенку в этот нелегкий период? Главное, как бы банально это ни звучало, - это родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы – враг успешной учебы в школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче привыкнуть  к школьным нагрузкам.

 

Школа – зеркало семейных отношений

            В первом классе, часто бывает, что ребенок не слушает урок, залазит под парту. Причину такого поведения тоже надо искать во взаимоотношениях с родителями. В последнее время мамы-папы много времени и сил уделяют интеллектуальной  подготовленности малыша,  переживают, что если к первому классу он не умеет читать и писать. Да, в современных условиях это нужно делать, но важна и психологическая готовность ребенка, развитие произвольности, то есть умения слышать и слушать учителя. Высидеть в первом классе 35-40 минут - это и есть произвольная психологическая готовность. И если родители не научили этому, в семье нет контакта с малышом, когда мама подчиняется ребенку, естественно тот переносит эти отношения и к своему учителю. Он не слушает свою маму - не будет слушать и педагога. В этом случае нужно менять стиль взаимоотношений в семье. Это не так-то просто, не так быстро, но, тем не менее, когда родители поймут свою ошибку, тогда автоматически будут меняться отношения и в школе.

 


Что интересного на портале?