Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.

 

Этап психической жизни новорожденного и затем младенца можно определить, как период вылупления (по аналогии с цыплёнком) индивидуального сознания из коллективного бессознательного. Новорожденный пребывает в состоянии инстинктивного времяпрепровождения. При этом ухаживающий за ним взрослый, осознаёт он это или нет, берёт на себя функцию Эго малыша, который в свою очередь, прямиком транслирует в мир волю своей Самости.

 Можно сказать, что отношения дитя-мать – это отношения Бог-человек. Мать (или любой другой взявший на себя её функции) помогает Богу (Самости младенца) начать осознавать себя. Мать оказывается перед необходимостью угадать волю младенца, почувствовать его потребности и удовлетворить их, избавляя таким образом малыша от невероятных страданий, которые пришлось бы пережить младенцу, не будь рядом Слышащих голос его Самости опекунов…

Детка всё-равно страдает, к сожалению. (Страдание - необходимое условие развития личности.) А вот опекун находится рядом, чтоб страдания переживались младенцем, как выносимые.

Как только Мать понимает, что её ребёнок страдает (плачет), она приходит и делает всё возможное, чтобы плач прекратился и сменился состоянием довольства.

 Так и функционирует человеческое Эго: замечает физический или психический дискомфорт, определяет его источник, а затем предпринимает усилия, чтобы дискомфорт устранить.

Вот творение девушки, пожелавшей начать цикл юнгианской песочницы в День своего восемнадцатилетия.

Здесь мы можем видеть обслуживающие требовательную Самость комплексы, наиболее проявленным среди которых является Материнский Комплекс.

Я отнесла данную песочную композицию именно к началу пути индивидуации, к благополучию периода новорожденности, потому что угол реальной матери ещё не заполнен.  В то время как угол архетипической матери велик и обилен.

Мы можем также видеть представленный в верхнем левом углу активно исследующий, наблюдающий, способный действовать отцовский комплекс или, выражаясь языком юнгианской психологии - Анимус. Это, предположительно, материнский Анимус, т.к. в центре комплекса – женская фигурка.

Эта песочница благополучная.

Бывает, к сожалению, ситуация, когда мать по той или иной причине оказывается не способной слышать голос Самости своего малыша. Такая мать может и своей собственной Самости не слышать. Она не способна распознавать свои переживания, бессознательные установки. Может, её инстинкты подавлены слишком жёсткой моралью или наоборот управляют ею помимо её воли...

Тогда новорожденный может оказаться глубоко погружённым в своё бессознательное, не формируя связи с реальностью. Пребывая из-за этого в ситуации непрекращающегося страдания, от которого и защититься то может только как можно дольше оставаясь бессознательным.

Вот песочница человека с подобным опытом.

При такой бессознательности матери вполне возможна ситуация, когда мать и ребёнок меняются местами, и малыш начинает функционировать в качестве Эго матери, а его собственная Самость лишается необходимого для её обслуживания комплекса Я (Эго). Вернее, Эго-комплекс ребёнка лишается возможности использовать энергию для развития своей личностной идентичности. У ребёнка тогда формируется так называемое фиктивное Я.

Песочница, построенная девочкой с фиктивным Я, несмотря на обилие ярких красок вызывает чувство тяжести и застоя. Девочке тяжело. Она даже выглядит, как маленькая старушка.


Это мокрая песочница. Инстинкт индивидуации этой девочки оказался намного сильнее инстинкта индивидуации автора предыдущей песочницы. Сформировалось довольно устойчивое Эго. Но это Эго, к сожалению, невротическое, т.к. обслуживает чужую Самость.

 

Период вылупления сознания постепенно сменяется периодом формирования индивидуального сознания, в течение которого человеку приходится не просто формировать свои представления о себе и мире, но и научиться дифференцировать свои представления и представления других людей. И в этом ему помогает голос его Самости, который он со временем научается слышать.

Донскова Юлия