Школа является первой серьезной проверкой воспитательной модели родителей, когда ребенок приходит в первый класс. Это период адаптации и ориентирования в новом пространстве, когда напряжение неизбежно, но чем лучше родители научили ребенка «видеть» реальность, тем быстрее будет протекать этот процесс.
Когда ребенок приходит в школу он проявляет и предъявляет в ней три такие сферы, как:
1) Сфера «Я». Школа выступает тем общественным институтом, который очень насыщен темой оценки. Оценка других людей влияет на формирование такого важного внутреннего конструкта, как самооценка, на которую он затем в течение всей жизни либо опирается, либо же с ней мучается.
2) Друзья. Наличие (или отсутствие) друзей, «компашки» для общения является также одним из показателей эффективности воспитательной модели родителей. Если в семье отношение к ребенку, как «герою семьи», когда воспитание строиться по типу «он у нас главный», «кумир семьи», то очень часто у ребенка могут возникнуть проблемы с друзьями. Детей важно научить видеть людей. В ребенке, выражаясь метафорически, очень много «животного» и воспитательная задача родителей – сделать из инстинктивного существа человека.
3) Семья. Приход ребенка в первый класс – важный шаг для всей семьи и вся эмоциональная нагрузка в период адаптации и обучения ложится на семью. Существует такая народная мудрость: «Нет плохих детей, есть дети, которым плохо». Тогда, когда у ребенка возникают напряжения, конфликты в школе, когда у него что-то не получается, тогда и родителям, и педагогам, и психологам стоит наметить цели: что можно сделать, что можно откорректировать, чтобы помочь ребенку. Главная задача родителей состоит в том, чтобы как можно скорее сделать детей самостоятельными, увеличивая тем самым шансы ребенка на успех.
Ключевые ориентиры, помогающие ребенку в дальнейшем выбрать правильное направление в «море жизни»:
1. Наличие правил у ребенка. Это те правила, которых он придерживается и по которым он живет. Сначала правила появляются «снаружи», т.е. устанавливаются родителями, а затем встраиваются внутри и становятся здоровым скелетом личности, на которые ребенок может опираться. «Балованных жизнь не лечит, а калечит», - гласит народная мудрость. Поэтому задача родителей, педагогов состоит в том, чтобы ввести обязательные правила. В этих правилах должна прослеживаться иерархии отношений. Иерархия проявляется тогда, когда родитель устанавливает правила и ребенок им следует. Одной из распространенный идей у родителей является предубеждение, что введение ими в семье правил испортит отношения с ребенком, которому они хотят быть другом. У ребенка друзья есть, ему нужны родители. Когда родители понимают, что ребенок – это не вещь, у них появляется к нему уважение и когда родитель требует подчинения правилам, но с уважением к ребенку, то ребенок откликается на это. Если провести аналогию с рабочим процессом, то схожие действия руководства, обращение с просьбой поднимает у подчиненных энергию сотрудничества, единения, командного духа. Если же в своих требованиях руководство или родитель исходит из того, что подчиненные или ребенок, находится с ним в отношениях рабской зависимости, то такие просьбы, пропитанные духом приказа, вызовут энергию протеста, возмущения, отказа, сопротивления. Зачастую, у сопротивляющегося и агрессивного ребенка, педагоги и психологи обнаруживают гиперопекающую маму (бабушку), которая совсем не оставляет пространства для формирования человека, его психических функций. Если такое пространство не формируется, то такой ребенок теряет всяческие ориентиры.
В школе также присутствует момент режимности (урок чередуется с переменой), что полезно для ребенка. Происходит созревание психики, рост ребенка, спокойное внешнее структурирование, благодаря чему культивируется красивая роза из ребеночка. Практика показывает, что система строгого воспитания достаточно эффективна. Строгая дисциплина снаружи дает возможность простроиться внутреннему стержню человека и стать ему успешным. Ребенку важно привить трудолюбие и ответственность. Степень помощи родителей должна быть дозированной, когда родитель что-то показывает ребенку, остальное он выполняет самостоятельно. Когда у ребенка что-то получается, когда он чувствует свой успех, то у него появляется умение жить.
Основное, чему нужно научить ребенка за период обучения в школе, – это приходить к собственному успеху, используя свои таланты. Когда ребенок чувствует себя компетентным в какой-то сфере (математике, языках, спорте, музыке), это компенсирует другие моменты, конечно же, если он не чувствует напряжения, порицания со стороны взрослых за то, что у него что-то не получается. При этом ключевым компасом для ребенка всегда остаются родители.
2. Внутренний моральный компас, когда родителями ребенка заложено такое понятие, как совесть. Совесть, как внутренний ориентир, поможет ребенку в любые трудные моменты жизни, и он сможет опереться на этот внутренний конструкт.
3. Полезные привычки. Такая простая привычка, как режим, структурирует и подкрепляет психическое здоровье человека. Режим благодатно действует на человека в стрессовой ситуации – он успокаивает и структурирует его. Режимные моменты относят к числу лечебных в санаториях, больницах, детских лагерях отдыха, равно, как и в учреждениях отбывания наказания. Если ребенок один день ложится в 20.00 вечера, а в другой – в 23.00, то внутри него присутствует момент хаоса. Тогда, когда дозревает эмоциональная, психическая сфера, режимные моменты помогают простроиться тем нейронным связям, которые еще должны укрепиться. Таким образом, «тормозя ребенка снаружи» родители помогают простроиться эти связям внутри.
4. Самостоятельность. Предоставлять ребенку возможность самостоятельно делать то, что он уже умеет. Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе спокойно, уверенно, защищенно, важно, чтобы ребенок имел навыки самообслуживания, не нуждался в помощи взрослых и не терялся, когда ему нужно одеть (раздеть) верхнюю одежду, сменить обувь и пр.
5. Важно, чтобы у ребенка было стремление к успеху, поэтому важно находить то, за что можно ребенка хвалить, просматривая его тетради с прописью, рисунки и др. И когда у ребенка подступает усталость, появляется раздражение и он говорит о том, что не хочет ходить школу, родителю необходимо отреагировать с пониманием, сказав: «Я понимаю, это трудно...И ты можешь не хотеть, но ходить надо». И здесь уже в первом классе родители мягко, но настойчиво внедряет интроект «надо», т.к. на интроекте «хочу» далеко не уедешь. Здесь важно также соблюдать баланс и когда ребенок выполнил то, что надо, разрешить сделать то, что он хочет, чтобы не возникали перегибы, когда уже во взрослом состоянии люди теряют полный контакт со своим «внутренним ребенком» и не понимают, а что же они хотят. Введение корректных, мягких обучающих моментов в виде игры, например, в школу, когда происходит смена ролей и родитель играет роль уставшего ребенка, у которого что-то не получается, а ребенок идентифицируется с ролью учителя, помогает учителю стать значимой фигурой в жизни ребенка.
Важно!
В психологии есть понятие «внутренний ребенок». Когда родитель приходит в школу уже со своими детьми, у него могут подниматься все те переживания, которые он переживал, будучи ребенком. И.И. Чубова предложила участникам вспомнить учительницу, которая вызывала наибольшее напряжение в школе и описать чувство, эмоцию, которая поднимается при воспоминании о ней. С точки зрения психоанализа, чувство, которое было ключевым по отношению к учителю – это чувство, которое было плотно-плотно вытеснено по отношению к своей маме (страх, злость, раздражение) и с учителем было просто «безопасно» переживать эти чувства. Амбивалентные чувства для детей – это нормально, когда ребенок переживает фазу расщепления мамы на «плохую» и «хорошую», на «ведьму» и «фею». Школа – это большая символическая мать. Ребенок свои первые значимые отношения выстраивает с мамой, он и с мамой учится выстраивать свои личные границы, учится регулировать свои аффекты, мама является тем эмоциональным контейнером, который либо принимает ребенка, либо отвергает его, когда ее собственный «внутренний ребенок» достаточно травмирован и не может вместить в себя аффекты ребенка. Поэтому школа вызывает очень много чувств и эти чувства далеко не позитивные у большинства людей.
По какой причине у ребенка возникают ключевые трудности в школе?
1. Несформированность познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание. Следует выделить роль произвольного внимания, которое помогает ребенку удерживать внимание на том, что ему даже не интересно (развивается через игры «Замри», выполнении размеренных видов деятельности, таких как, например, перетирание посуды). Наличие логопедических проблем может быть связано с запаздыванием созревания каких-то структур, компонентов нейронных связей и если еще не подошел 7-летний возраст, стоит проконсультироваться со специалистами с тем, чтобы принять решение о том, стоит ли идти ребенку в школу или дать еще годик «дозреть». Ведь даже на дереве все яблочки зреют не одновременно, а в разное время.
2. Обучаемость ребенка. Если ребенок может вслед за взрослым повторить то задание, которое подходит ему по возрасту (собрать из кубиков какую-то конструкцию, нарисовать контуры животного), т.е. обучаем, это является важным моментом его дальнейшей школьной успешности. Низкая обучаемость – повод обратиться за помощью к консультанту.
3. Мотивация ребенка к обучению должна быть близкой ему. Самая большая награда ребенку в норме – это общение ребенка с родителями, радость родителей его успехам, похвала, время, проведенное вместе (поход на каток, в кино в качестве поощрения его успехов, достижений). Важно, чтобы было эмоциональное отношение к оценке, не нужно обесценивать плохие оценки. Нужно, чтобы у ребенка формировался контакт с реальностью. Задача родителя научить ребенка жить в реальности и чтобы он эту реальность мог видеть, тогда он в жизни сумеет прийти к успеху, счастью.
4. Стиль семейного воспитания влияет на адаптацию ребенка и здесь важно избегать крайностей, придерживаясь «золотой середины». Одна крайность связана с ранним развитием, результатом которого могут стать такие проявления невротического характера, как энеруз, заикание, а другая с позицией «зачем отнимать у ребенка детство - пойдет в школу, там научат». Важно, чтобы у ребенка были знания об окружающем мире: город, в котором он живет; профессия родителей; полные имена родителей; домашний адрес и пр. В противном случае он будет теряться в том мире речевых символов, интенсивное знакомство с которым происходит в школе. В процессе воспитания родители называют весь тот мир вокруг, который его окружает, и формируют внутренний нравственный стержень.
Полный вариант записи вебинара И.И. Чубовой доступен по ссылке