Широко известно, что клептомания - это болезнь, а больных (детей, подростков, взрослых) нужно лечить, а не воспитывать и наказывать. В связи с этим, родителям тех детей или подростков, которые неоднократно " присваивали чужое", иногда даже хотелось бы, чтобы неприятные поступки чада имели именно медицинскую( вероятно, с их точки зрения, более благоприятную) основу. Но так ли все просто?
Сам термин " клептомания" вполне понятен- первый корень переводится с греческого как брать чужое, воровать, а - мания- нетрудно догадаться по аналогии с наркоманией, пироманией, трихотилломанией- то есть некое непреодолимое влечение, сильное желание. И вот тут - то и кроется важнейший дифференциально диагностический признак, а именно- что происходит с человеком (ребенком, подростком) в момент совершения кражи.
Если говорить о клептомании как расстройстве, то принципиальными позициями в этом случае являются ощущения и переживания, испытываемые момент совершения кражи. Здесь не идет речь о планировании действий, формировании умысла или поиске выгоды от кражи. Сам предмет кражи может иметь малую ценность для клептомана или не иметь ее вовсе, а вот драйв, "адреналин", удовольствие именно в момент совершения очень часто просто зашкаливают, перед кражей клептоман испытывает нарастающее напряжение, а после - наступает облегчение.
Кстати, после кражи клептоманы часто осознают " неверность" своего поступка, искренне раскаиваются и испытывают чувство вины, что, впрочем, при определенных обстоятельствах, не мешает им повторять подобные действия.
Да, по некоторым данным, клептоманией страдает лишь 5% ворующих. Ну и естественно, для постановки данного диагноза необходима консультация врача-психитра, возможно с учетом результатов психологического обследования.
Что же касается воровства, то здесь вариативность мотивов и причин значительно расширяется. Дети и подростки могут совершать кражи, потому что:
- не расценивают это как что-то недопустимое (для достаточного раннего возраста);
- не могут совладать с сиюминутным сильнейшим желанием обладать чем-то очень привлекательным для них;
- кто-то ворует, чтобы утвердиться среди сверстников или стать обладателем того, что привлечет к нему внимания, добавит уважения, значимости, а может ... друзей;
- кто-то ворует " на спор", "на слабо", чтобы доказать свою принадлежность к некой группе, компании;
- есть воровство, связанное с реакцией протеста в ответ на невыносимые для ребенка требования или стратегии воспитания;
- а кто-то это делает и из "благих побуждений" - чтобы помочь кому-то голодному, больному или еще с какими-то проблемами, иногда реальными, иногда вымышленными;
- иногда воровство - способ ребенка обратить внимание на себя или даже стабилизировать семейную систему (естественно неосознанно);
- кого-то насильно принуждают воровать, когда в группе подросток не на позиции альфы и вынужден из страха отвержения и побоев и опасений за свое здоровье совершать кражи.
Но не стоит думать, что воровство всегда связано с социальной нищетой и неустроенностью, большинство описанных ситуаций встречается во всех социальных прослойках. Воровство также многолико, как и школьная неуспеваемость или детские страхи.
В каждой конкретной ситуации важно понимать,что это не ребенок плохой и законченный правонарушитель, а есть конкретные причины и обстоятельства, объясняющие, почему он так себя ведет в настоящее время. И помощь психолога или психотерапевта может быть весьма уместной и с хорошими результатами, даже если называть вещи своими именами.