Кинеститеческие ключи запуска эмоций - все, связанное с телом: дыхание, напряжение/расслабление, осанка, мимика, выразительные движения и др. Сходите в спорт-зал, загрузите себя как следует и пробуйте печалится. Скорее всего заснете от усталости, а опечалиться не получится.
Выразительные движения не только отражают эмоции, но являются одним из естественных каналов их запуска. Тот, кто владеет своими выразительными движениями, может с их помощью запускать нужные эмоции. Тот же, у кого выразительные движения яркие, но непроизвольные, запускает в себе эмоции против своей воли. Если же вы освоите расслабление и научитесь проживать эмоционально трудные ситуации без выразительных движений, у вас в душе основным тоном будет - спокойствие.
В армии не зря приучают к формату: как правильно стоять, как отдавать честь, как реагировать на приказы, что при этом должно быть на лице, где должны быть руки и какие должны быть плечи. Быстрее начинает бояться тот, кто заранее сгибается под будущим страхом и разрешает себе (заранее) испуганные глаза. Приучите себя держаться перед лицом страха с расправленными плечами и смелыми глазами - в армии этому учат не случайно. Громкий, уверенный голос - также часть формата смелого, бодрого формата. См. Гражданский и армейский формат и Работа со страхом
Привычка к выразительным движениям делает нас более эмоциональными. И более эмоционально незащищенными
Выразительные движения - во многом результат привычки. Если ребенок привык на все реагировать эмоционально: криком, круглыми глазами, всплеском рук или сразу опущенными плечами, то его выученная эмоциональная выразительность будет причиной его ярких эмоциональных переживаний. Когда-то это будет великолепно и здорово, в компании он будет ярким и заметными, но если нужно будет у него из ноги вынимать занозу, то ему будет больнее других: он будет по привычке кривить от боли лицо, заранее дрожать и постанывать. В данном случае он дрожит и стонет более других не потому, что ему больнее, чем другим, а потому, что он привык все происходящее сопровождать напряжением и выразительными движениями. Он так ужасно кривит лицо не потому, что ему так ужасно больно, а ему так ужасно больно, потому что он так ужасно кривит лицо. См.→
Если человек привык на все реагировать спокойным лицом, следя за внутренней расслабленностью, то ситуацию боли он переносит легче. Пока он не напрягся, не скривил лицо, не сбил дыхание - все терпимо. Не удержался, включил лицо, напряг тело, сбил дыхание - боль пронзает все тело.
Напряжение и уровень эмоциональной реакции
У каждого из нас есть привычный мышечный тонус – некоторый обычный уровень напряжения/расслабления. И есть уровень напряжения, характерный специально для каждой отдельной эмоции. Этот уровень может как передаться вам по наследству от родителей, так и случайно сформироваться в процессе лично вашей жизни.
Важно то, что этот тонус (уровень общего напряжения тела) может мешать или помогать вашим эмоциям! Общее правило такое: напряжение тела делает эмоции острее и ярче, расслабление – эмоцию снижает и смягчает. Поэтому, например, у флегматиков радость и энтузиазм куда менее взрывные и живописные, чем у холериков. Поэтому же, человек, научившийся убирать страх или злость расслаблением, может отметить то, что положительные эмоции «тоже стали слабее».
Вывод: при мешающих нам эмоциях – расслабляемся, дышим носом и следим за дыханием. А если у нас – радость, то ускоряем свой внутренний темпоритм, напрягаемся и изо всех сил – празднуем! Например, 8 марта!