"Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.

  Предлагаю вашему вниманию авторскую проективную методику "Картина".



  Область применения данной методики - многостороннее исследование личности клиента.

  Данная методика может быть использована как в терапевтических, так и в диагностических целях. Без ограничений по возрасту/полу/состоянию клиента и т.д.

  Ход работы с данной методикой крайне прост и не требует какого-либо дополнительного стимульного материала: только продукт воображения клиента и фантазия терапевта.

 

Клиенту предлагается вводное задание:

  "Представьте, что Вы - это картина, произведение искусства. Расскажите про это полотно."

  Далее, в зависимости от целей использования методики, клиенту предлагается работа в свободном формате (рассказ) или же работа с дополнительными вспомогательными вопросами терапевта.

 

Терапия.

  В терапевтических целях данная методика может быть полезна для самопознания клиента, получения информации о себе, последующей работы с полученной информацией, рефлексии и получения инсайта. 

  В данном случае, интерпретация рассказа клиента терапевтом не выполняется. Однако терапевт может дать клиенту обратную связь о том как он воспринимает и чувствует ситуацию.

 

Диагностика.

  Данная методика может использоваться в диагностических целях:

  • диагностика эмоционального состояния клиента;
  • исследование особенностей восприятия клиентом самого-себя, отношений с собой;
  • выявление особенностей отношений с окружающими;
  • отношение к жизненной ситуации в целом

и др.

  Еще один плюс данной методики в том, что раскрывающие вопросы могут быть абсолютно любыми и зависят лишь от работы фантазии терапевта.

  В качестве примера диагностической работы предлагаю использование вопросов типа:

  (Представьте, что Вы - это картина...)

  1. Что изображено на картине?
  2. Какие цвета преобладают на картине?
  3. Какие материалы были использованы в работе над ней?
  4. Когда/ как давно была написана картина, сколько ей лет?
  5. В какой стране/ в каком городе/ в каком месте размещена эта картина?
  6. Кто любуется этой картиной?
  7. Какие чувства возникают у тех, кто смотрит на нее?
  8. Кто является автором этой картины?
  9. С каким настроением / чувствами / эмоциями автор писал эту картину?
  10. Что хотел передать художник, написавший эту картину?

 

(Теперь Вы - это снова Вы (имя клиента). И Вы смотрите на картину, которую только что описали.)

  1. Какие чувства у Вас вызывает эта картина? 
  2. Хотели бы Вы что-то в ней изменить / Дополнить/ Перевесить?

и др.

Вопросы 1, 2, 3, 4, 5 направлены на изучение эмоционального состояния клиента;

Вопросы 6, 7 - отношения с окружающими;

Вопросы 8, 9, 10*, 11 - восприятие самого-себя.

Вопрос 12 передает отношение к жизненной ситуации.

*в работе с детьми и подростками в.8, 9, 10 могут отражать особенности отношений с родителями/ учителями / другими значимыми взрослыми.

 

 

  В завершении работы клиент делится ощущениями от выполнения задания, получает обратную связь и/или интерпретацию от терапевта. В зависимости от полученных результатов /ощущений клиента, возможно составление плана дальнейшей работы по коррекции некоторых аспектов бытия клиента.

 

 

  Методика удивительно мощная в работе! Её характеризует сочетание простоты в применении, универсальности, ёмкости и информативности. Способствует комфортному самораскрытию клиента.  При этом, методика является экологичной и безопасной для клиента.


  Я буду рада, если этот материал окажется полезным в практике моих коллег и в процессе самопознания клиентов.

Желаю Вам наполнить холст вашей жизни цветами, приносящими радость, покой и удовлетворение!

 ________________________________________________

  Полное или частичное копирование материалов этой статьи разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки на статью (https://www.b17.ru/article/metodika_kartina/).

 

Анна Яковлева.

Психолог-консультант.

+79263738643

[email protected]

skype: yakovleva.a.s

Яковлева Анна

Что интересного на портале?