Давайте сначала определимся – чемпион или спортсмен?
Ведь приучить ребёнка к спорту – это одно, помочь ему добиться высоких и самых высоких результатов – это совсем другое дело. И подходить надо с особой серьёзностью.
Как выработать привычку к занятиям спортом, развивать двигательную активность, как выбрать вид спорта для ребёнка – об этом я писала в предыдущей статье “Детский спорт. Как помочь юному спортсмену на старте”
Чемпион – это фактически эксперт в своём виде спорта, успешный, уверенный в себе и своих силах, сильный духом, стабильный спортсмен. Что же необходимо для того, чтобы сформировать эти качества?
Дисциплина
Занятия спортом должны быть регулярными и упорядоченными как и режим дня! То есть самое главное и важное, чем могут помочь родители юному спортсмену – поддерживать распорядок дня и тренировок.
Опытные тренеры говорят: “Детский спорт – это детская армия.” И это во многом так и есть.
Самооценка
Качество, которое формируется на протяжении всей жизни. Никогда не поздно начать её повышать и поддерживать. И, воспитывая чемпиона, мы должны понимать, что уверенность в себе и уважение к себе и окружающим – качества, которые мы получаем из семьи. Чем здесь могут помочь родители? Совершенно очевидно: прививать уважение своим поведением, отношением, примером.
Чрезмерно строгое воспитание в погоне за дисциплиной разрушительно для самооценки!
Тренировочный процесс
Самое главное – привить чувство радости и удовольствия от тренировок. Чтобы ребёнок любил заниматься и соревноваться. В идеале – чтобы он хотел быстрее сделать уроки, чтобы бежать на тренировку так же, как ради игры в компьютер
Здесь очень важно упомянуть о роли родителей.
Родители НЕ ВМЕШИВАЮТСЯ в тренировочный процесс. Они доверяют профессионализму тренера и помогают ему делать свою работу – заботятся о ребёнке и водят его на тренировки вовремя и регулярно. Ещё один важный момент: чтобы у ребёнка поддерживать интерес к занятиям спортом, необходимо участвовать эмоционально в его спортивной жизни: много беседовать о тренировках, достижениях и возможностях, развитии, неудачах и успехах – конструктивно. Я называю это “жить с ним его жизнью”. Участвовать в его переживаниях и помогать ему с ними справляться. Всё это – поддержка.
Итак,тренер – тренирует, родители помогают и поддерживают ребёнка.
Соревновательный процесс
И тут тоже самое важное – получать удовольствие от процесса. Соревнования не должны ни в коем случае быть “казнью”, или событием, влияющим на что-то (“выиграешь – подарим подарок, проиграешь – ничего хорошего не жди!”). Соревнования – это способ оценить работу, которую ты проделал за промежуток времени (с прошлых соревнований, например).
И, если мы говорим о будущем чемпионе и вид спорта уже выбран, то нужно обсудить с тренером индивидуальный план спортивных достижений. Что это такое?
Исходя из индивидуальных особенностей и способностей ребёнка, расписать до 15 лет цели и задачи детского спорта: когда и какие медали хотим получить, когда и в каких чемпионатах и первенствах необходимо принять участие, чтобы продвигаться и, собственно, к чему.
Повторю ещё раз, соревнования – это способ оценить предшествовавший период работы.
***
Несколько сжатых рекомендаций напоследок.
Родители:
- поддерживают и заботятся, соблюдают рекомендации тренера и врачей;
- не участвуют в тренировочном и соревновательном процессе, но поддерживают личность спортсмена “в тылу”, “за кулисами”
- следят за здоровьем (питание/сон, мед.осмотры, поддержание и соблюдение рекомендаций врачей, режим дня)
- соревнования: та же поддержка, только ещё более бережная.
И если до 10-12 лет удастся не перегружать какими-либо серьёзными первенствами и соревнованиями, соперники будут адекватными, а у ребёнка сформируется удовольствие от спорта и выступлений,тогда к 15 годам вы получите эмоционально устойчивого профессионала.
Больших побед!