Как техники эффективного общения помогают понять и услышать друг друга

Все это возможно, если мы применяем в общении техники «Я-высказывание» и активное слушание. Первая позволяет говорить от себя и о себе, не критикуя собеседника. 

Вторая - позволяет лучше понять собеседника, отражает то, что, по – вашему мнению, чувствует другой человек, получить более развернутую информацию, показать свою заинтересованность. 

Техника «Я-высказывание» состоит из нескольких шагов, которые необходимо выполнять последовательно: факты (а не наши фантазии и эмоции); чувства (которые мы испытываем в связи с этим фактом); мысли (которые у нас возникают, в связи с испытываемыми чувствами); желания (чего мы хотим от собеседника); намерения (высказывание того, что и как собираемся делать, в связи с произошедшим фактом). 
Пример 1. 
Муж пьет и не ищет работу. 
Как привычно: «Ты опять пьешь!» Задаем себе вопрос: «Почему меня это волнует?» Цепочка рассуждений, возможно, приведет к ответу: «Я беспокоюсь за его здоровье». Где в обращении «Ты опять пьешь» звучит беспокойство? Звучит критика другого. 
С использованием техники: когда я вижу, что ты опять выпил (факт), я чувствую раздражение (чувства), потому что думаю, что с тобой произойдут неприятности (мысли), а мне бы хотелось, чтобы ты мог обходиться без алкоголя и найти работу по душе (желания), в свою очередь, ты можешь рассчитывать на мою поддержку в поиске работы (доктора и т.д. (намерения). 
Пример 2. 
Ребенок все свободное время проводит за компьютером. 
Как привычно: «Вечно ты занят не тем чем надо!» Задаем себе вопрос: «Почему мне нужно, чтобы было по-другому?» Очевидно, что это беспокойство о здоровье ребенка. В данном обращении присутствует критика другого человека и не отражены переживания. 
С использованием техники: когда я вижу, что ты сидишь за компьютером (факт), я чувствую раздражение (чувства), так как я думаю, что ты не занимаешься уроками, а уже поздно (мысли). Мне бы очень хотелось, чтобы ты сначала делала уроки, а потом проводила свое свободное время, как хочешь (желания). В свою очередь, постараюсь внимательно тебя выслушивать, твое мнение, понимать и быть терпимее (намерения). 


Пример 3. 
Муж забирает вечером жену после работы, она молчит и у нее явно плохое настроение. 
Как привычно: обратиться с фразой: «Вечно ты не в настроении!» или ничего не спрашивать, предполагая, что что-то случилось, настроения у жены нет и лучше не доводить до конфликта. 
Ни то не другое не подходит. В первом случае – критика. Во втором – предположения, основанные на домыслах (при этом мы не знаем, что реально происходит). 
С использованием техники: когда я вижу, что у тебя плохое настроение (факт), я нервничаю (чувства) и думаю, что ты недовольна мной (или что-то случилось на работе) и если начну спрашивать - мы поссоримся (мысли). А я хочу, чтобы мы могли все обсуждать, не обвиняя друг друга и не испытывая претензий, не догадываться, что чувствует другой, а говорить об этом (желания). В свою очередь постараюсь быть терпеливее и сдержаннее (намерения). 

Техника активного слушания. 
Сопереживание это проявление сочувствия к переживаниям собеседника, признание значимости и важности для вас его чувств. Обращение происходит в утвердительной форме. Вы говорите что, по - вашему мнению, чувствует в данный момент партнер. 
Например: Муж хочет встретиться с другом, а вы против. 
«Тебе очень хочется встретиться с ним, я понимаю, как для тебя это важно" (сопереживание); 
Уточнение используется, чтобы подтвердить для себя ранее сказанное собеседником, чтобы избежать искажения информации. 
Например: «Я правильно тебя поняла, ты идешь с другом?» 
Открытые вопросы. На них дается развернутый ответ и тогда от собеседника поступает больше информации. Они проясняют текущую ситуацию, показывают вашу заинтересованность в разговоре. 
Например: «Куда и зачем ты идешь и чем вы планируете заняться?» 
(«Ты куда?» - закрытый вопрос. Предполагает односложный ответ – «да» или «нет» 
Перефразирование краткий пересказ, своими словами того, что вы поняли из слов собеседника. Дает возможность: получить более развернутую информацию; показать свою заинтересованность; побудить собеседника к дальнейшему объяснению своей точки зрения. 
Например: "Я услышала, что ты идешь с другом, потому что…» 
«Эхо» - дословное повторение вами основных мыслей, которые высказал собеседник. Благодаря этому собеседник более четко формулирует свои мысли, помогает уточнить суть проблемы. 
Например: Вы: «Тебе очень хочется встретиться с другом, я понимаю, как для тебя это важно" 
Он: «Да, хочу» 
Вы: «Ты хочешь встретиться с ним» 
Он: «Да, мы давно не виделись» 
Вы: «Вы давно не виделись» 
Он: «Ну, да и поэтому хочу повидаться, пообщаться» 
Вы: «Ты хочешь повидаться с ним, пообщаться» и т.д. 

 



Как использовать техники максимально эффективно 


1.Избегать общения на негативных эмоциях («Я не готов (а) это обсуждать сейчас. Мне необходимо успокоиться»). 
2. Успокоится: душ; дыхательные упражнения; музыка; прогулка и т.д. 
3. Осознать - недовольство другим это неоправдавшиеся ожидания от другого. Нам никто не должен (только если были договоренности). Другие имеют право на свое мнение, свои решения и свои поступки. Другие не должны оправдывать наших ожиданий, но мы всегда можем рассчитывать только на себя. 
4.Благодарить. Не воспринимать сделанное другим, как должное (этим мы обесцениваем другого, а значит и себя). 
Общаться по- новому это совершенно новый уровень общения, дающий ощущение поддержки, понимания, принятия, единства вашей семьи, уважения мнения каждого.
 








Что интересного на портале?