Как спокойно сдать экзамены (Курганская)

Клиентка: Ольга, 17 лет, ученица 11 класса. Живёт с мамой. Была раньше уже по вопросам взаимоотношений с мамой. Сейчас готовится к сдаче выпускных экзаменов.
​Поскольку консультация уже не первая и результаты уже есть, контакт хороший, и мы сразу переходим к запросу. Как формулировать запрос, Ольга уже знает.


К: Оля, здравствуй. О чём сегодня будем говорить, что хотела бы получить в результате нашей встречи?

О: Здравствуйте. Скоро экзамены, мне неспокойно. Как изменить состояние?

К: Оля, как я правильно поняла, нашим запросом является «Как спокойно сдать экзамен, т.е. испытывать при этом спокойное эмоциональное состояние». Так ведь?

О: Да.

Повторение пройденного с опорой на новый запрос. Настрой на работу.

К: Вот смотри, мы с тобой уже не первый раз встречаемся и поэтому сдача экзаменов – это у нас проблема или задача?

О: Задача.

К: Задача, которую надо…

О: Решить.

К: Которую надо решить и в ближайшее время. Поэтому это у нас стоит в первой очереди.

А вот смотри, почему задача?

О: Потому что её надо решить. Проблемы не подразумевают решения, а просто сидеть и плакать. А задачи надо решить, перешагнуть и дальше идти.

Поверхностная проработка страха «Если не сдам…». Настройка на работу.

К: У задач есть несколько вариантов решений. Это нельзя забывать, что варианты есть решения различные. А вот смотри, нам нужно сдать экзамены. А вдруг ты не сдашь их и что тогда, что в этом страшного?

О: То, что не получится поступить.

К: Не получится у тебя поступить, в этом что страшного?

О: Если можно, поступить на следующий год, тогда будет потерян год. А если нет, то уже всё. Работать.

К: А вот смотри, если ты даже в этом году захочешь поступать, кроме высшего учебного заведения есть…

О: Ну это да.

К: Есть выбор, да? Потому что сейчас можно пойти в техникум, а когда закончишь его, можно пойти в высшее учебное заведение. Я сейчас подвела тебя к тому, что выходы есть. Так ведь? И решений тоже множество. Но твоя установка, твоя задача, какая на сегодняшний день?

Ввод упражнения «Вычёрпываем плюсы» с практической проработкой по новому запросу.

К: Замечательно, хорошо. Давай с тобой поговорим сейчас о наших успехах. То, что мы имеем на сегодняшний день. Скажи, озвучивать свои успехи – это важно?

О: Да.

К: Почему важно?

О: Чтобы смотреть, чего достиг.

К: Так, а допустим, ситуация для тебя складывается не совсем положительным образом, а вот найти в ней плюсы…

О: Можно.

К: И вот я сейчас хочу тебе показать фрагмент из фильма как маленькая девочка как раз таки решала эту задачу по нахождению плюсов и, кстати, в этом фильме она научила вообще весь городок, в котором она жила, т.е. за ней потянулись люди.

Просмотр фрагмента фильма «Полианна».

К: Даже в этих фрагментах во всех наглядный пример, т.е. какая бы отрицательная негативная ситуация не складывалась хоть на словах, хоть на деле девочка всегда находит положительное что-то. Поэтому этот момент можно взять для себя как упражнение «Нахожу плюсы в любой ситуации».

О: Да.

К: Точно также, как мы с тобой до этого говорили, что нужно убрать слово «проблема» из своего лексикона. Советую тебе посмотреть весь фильм. Есть чему поучиться. Посмотришь и всё увидишь сама. У тебя недавно был пробный экзамен ЕГЭ. Расскажи мне, пожалуйста, об успехах. Об успехах! Найди плюсы. Вот изначально ты мне даже не оповещала результаты. Найди мне несколько плюсов.

О: Я проверила, побыла в этой атмосфере.

К: Замечательно, побыла в этой атмосфере. Ещё.

О: Посмотрела какие бывают разные варианты. Поняла, что важно решать все варианты. Повторяются задания.

К: Ага даже это. И задания ты увидела, каким образом распределены.

О: Да.

К: Ещё давай хоть один. Т.е. опыт есть.

О: Да.

К: Восприятие заданий как они выглядят, а теперь давай по состоянию. Что положительно.

О: Нервозности не было. Но вот там говорят, что сидеть долго надо, до последнего. Я полтора часа посидела и вышла. У меня нет такого, что долго сидеть.

К: Утомления не было.

О: Я что знала, написала сразу и ушла.

К: Молодец, справилась с состоянием и с определёнными заданиями тоже. Хорошо, а теперь скажи, сколько баллов получила?

О: Я не знаю, сколько баллов, но сказали, что я получила двойку и другие девочки. Но сказали, что это районо перепутало варианты и в понедельник будет точно.

К: На сегодняшний день мы…

О: Мне снился сон, когда мы написали пробник по русскому, что по русскому получила 3 балла и 2. И вот у меня по математике 2.

К: Давай сейчас на это внимание вообще обращать не будем, потому что всё в этой жизни зависит только от нас. Помнишь, что мы никакие не Жертвы, мы прекрасно возглавим весь этот процесс и подготовки и прохождения самого экзамена. Так ведь?

О: Да.

К: Тебе поставили 2, а ты сама считаешь, на сколько баллов выполнила по заданиям – твоё мнение.

О: На минимальную, чтобы как сдать экзамен. Я с запасом ещё делала. Минимальный порог, думаю, сделала.

Шкалирование своего эмоционального состояния с подключением позитивного переводчика. ​
Переход к планированию деятельности.

К: Замечательно, а теперь Олечка, скажи, если из 10 баллов брать твоё состояние на сколько оцениваешь?

О: На 3 балла.

К: Так. А скажи, почему только на 3?

О: Ну, как – то не знаю. Хорошего мало.

К: Давай по-другому будем формулировать «Есть над чем поработать».

О: Да.

К: Мы говорим позитивно - не хорошего мало, а у нас есть время и у нас есть над чем поработать.

О: Угу.

К: Согласна?

О: Да.

К: А в эти 7 оставшихся баллов, что вкладываешь? Над чем надо поработать?

О: Решать больше.

К: Значит, тебе необходимо ещё больше позаниматься.

О: Да.

К: Увеличить время для занятий.

О: Да.

К: Ещё что?

О: Решать больше то, что не получается. Не переходить…

К: Делать работу над ошибками.

О: Да.

К: Как это раньше в школе было. Хорошо. Ещё что?

О: Не лениться.

К: А давай сейчас переформулируем. Не лениться, а,..?

О: Трудиться.

К: Да. Правильно, в этом направлении как раз таки.

Сейчас прошу тебя сесть поудобнее на стуле. Вот кроме перечисленных параметров ещё что-то добавлять будешь?

О: Нет.

Смена позиции восприятия для уточнения плана работы.

К: Закрой глаза, а теперь посмотри на этот экзамен, который ты сдавала, на всю ситуацию, на ту девочку Олю как бы со стороны. Как будто бы это не ты, а смотришь со стороны. Что бы ты ей посоветовала? Ещё добавим к твоим параметрам.

О: Внимательности к условиям.

К: Внимательнее быть к заданиям. Ещё что видишь?

О: Не суетиться.

К: Давай переформулируем. Быть…

О: Спокойной.

К: Собранной. Замечательно, ещё что?

О: Ну, всё.

К: Т.е. этих условий достаточно. Замечательно, ты сейчас посмотрела на себя со стороны и сразу добавила ещё несколько параметров. Это очень полезно – смотреть на себя как бы со стороны и открывается ещё много другого, ещё более интересного.

О: Да.

К: Итак Оль, параметры выделены и следующий шаг наш какой?

О: Делать их.

Планирование работы. Упражнения «Бодрое утро» и «Вовремя ложимся спать».

К: Итак, я тебе предлагаю начать с того, чтобы была ясная голова. На экзамене, когда занимаешься. Вот эта ясность головы и мыслей достигается путём нормализации физического состояния. Как мы его можем нормализовать прямо, начиная с утра?

О: Зарядочку.

К: Для энергетики, да. На сколько тебе это подходит?

О: На половинку, чуть больше.

К: А будешь ли делать?

О: Если время будет.

К: А тут же всё зависит от тебя, ты Автор процесса.

О: Ну, да.

К: Вот сейчас смотри, тебе же никто не говорит, что это должны быть получасовые занятия.

О: Ну, да.

К: Тебе говорим о том, чтобы ты вставала в тонусе. А только ли от утра зависит тонус, который ты будешь чувствовать утром?

О: Нет, ещё от ночи, вечера.

К: А вот ты же слышала, что нужно вовремя ложиться спать.

О: Знакомо.

К: А на сегодняшний день как это у тебя реализуется?

О: Никак, не реализуется.

К: В психологии принято, для здоровья, ложиться спать сегодня.

О: Не успеваю сегодня.

К: Т.е. получается до 00.00, поняла смысл?

О: Да.

К: А, во сколько ты ложишься?

О: В час – это самое раннее.

К: Это самое раннее, ты понимаешь, что это никакого комфорта и у тебя времени организму для отдыха – недостаточно.

О: А раньше я не засыпаю. Вот если в 12, но до 12 я не успеваю.

+ Хронометраж времени.

К: А ну-ка, давай хронометраж по времени. Ты в первую смену учишься?

О: Да.

К: Приходишь со школы во сколько?

О: Часа в 2.

К: А теперь смотри с 2 как у тебя идёт распределение?

О: Каждый день по-разному.

Описывает каждый день.

К: Олечка, вот я услышала, что в твоём режиме время от прихода из школы, если даже ты пообедаешь, потом до 15,16 часов свободно.

О: Не всегда. Бывает, в это время доделываю уроки.

К: Т.е. основные ты делаешь?

О: Нет, я основные почти не делаю, только когда должны спросить.

К: Ты позволила себе так поступать.

О: Да.

К: Т.е. только к репетиторам. А вот если только час перебросить от того времени и уже 11 часов, а не 12. Чтобы с вечернего времени перебросить часик сюда.

О: Иногда же сплю днём.

К: Стоп. Так вот этот параметр, почему не озвучиваешь.

О: Иногда так бывает, засыпаю.

К: На которое время?

О: Смотря во сколько к репетитору.

К: Если днём поспала, то конечно у тебя есть ресурс побольше вечером поработать. Здесь тогда я согласна. А хотелось бы обратить внимание на те дни, когда днём не отдыхаешь и засиживаешься.

О: Если днём не отдыхаю. Беру доделывать их на уроки.

К: Это тоже один из выходов ты придумала. Это никак не нарушает процесс?

О: Нет, у нас все так делают. У нас даже одна девочка в школу не пришла, потому что по репетиторству много было делать, и она не пошла в школу.

К: И преподаватели входят в ваше положение?

О: Они об этом не знают.

К: Не акцентируют на этом внимание. Если ты нашла выход в этом, я соглашусь. Но давай на этой неделе попробуешь прохронометрировать, чтобы получилось до 23.00.

Попробуешь, на сколько у тебя получится. Потому что от физического состояния зависит многое. Если ты отдыхаешь днём, соответственно можешь вечером позже. Все эти моменты у себя проанализируй. Где можно ещё время взять, чтобы позаниматься, где отдохнуть. Это твоя задачка.

О: Хорошо.

К: Про ложиться спать обсудили. Бодрое утро, даже самое простое упражнение «Жук», лёжа в кровати потрясти конечностями. Состояние пробуждения, тонуса. Когда умываешься…

О: Поприседать можно.

К: Ух, ты. Хорошо. А можно просто массировать ноги. Несколько дел делать одновременно, чтобы приобретать активное физическое состояние. Это ты продумаешь. Ещё что на бодрое утро взяла бы для себя?

О:Завтракать.

К: Ты завтракаешь?

О: Нет, редко.

К: Как же нам хватит энергии?

О: Шоколадку съем.

К: Ох, ты какая. А как можешь исправить?

О: Вставать раньше и сумку с вечера собирать.

К: Бутербродики с собой брать. Это же вещества, которые так нужны. Когда их в достатке – твоё состояние – энергичнее. Обращаешь внимание на завтрак. Пишу.

Упражнение «Дело. Сервис. Пустота»

Распланировала. А вот я тебе хочу подсказать есть такое упражнение, чтобы проверить, на сколько я правильно использую своё время. Всю деятельность, которую мы выполняем, распределяем на 3 параметра: дело, сервис, пустота.

Дело – явно продуктивная деятельность, которая приводит к какому-то результату, который тебе нужен, хотела достичь и который сейчас работает на нашу задачу – сдать спокойно и позитивно экзамены.

Сервис – это подмога для дела, т.е. подготовительная для основательной деятельности.

Пустота – деятельность, которая не работает на твою задачу. Она есть, но результата и смысла абсол


Что интересного на портале?