Как психологу распознать синдром Аспергера?

 

«У него проблемы со сверстниками, он не хочет ходить в школу, ему бы только играть на компьютере!». Обычно, именно так выглядит список претензий, предъявляемых родителями чуть ли не каждому второму ребенку младшего и среднего школьного возраста. Именно с этим «списком претензий» обращаются к психологу, который должен научить «общаться» и «мотивировать к учебе». Задачи эти, конечно, и так трудновыполнимы, но в некоторых случаях, это особенно проблематично. Речь идет о категории детей, которые имеют признаки синдрома Аспергера, но, по разным причинам, вовремя не диагностированы.

Итак, как психологу, к которому обратились с такими жалобами, «заподозрить», что у ребенка может быть синдром Аспергера:

1. Скользящий, неустойчивый, зрительный контакт. Как правило, мы смотрим на собеседника 5- 8 секунд, затем отводим глаза, затем снова смотрим. Если общение доставляет дискомфорт, мы отводим, прячем глаза. Это нормально. Но, если ребенок практически не смотрит в глаза, хотя, при этом с удовольствием болтает с Вами обо всем, и охотно отвечает на все вопросы, или задает Вам вопрос и отворачивается, разглядывая что-то за окном, это должно насторожить специалиста.

2.Интонационный рисунок речи ребенка своеобразен – речь кажется немного механистичной, невыразительной.

3. Стоит также обратить внимание на общую моторику. Часто дети с синдромом Аспергера производят впечатление «зажатых», неловких, с недостаточно скоординированными движениями.

4. В беседе, без смущения, ребенок сообщает Вам такие подробности своей жизни, которые обычно не то что малознакомым людям, но и своим близким рассказывают нечасто (например, сведения о том, сколько раз в неделю мама делала ему клизму и т.п.)

5. Ребенок использует «книжные выражения». Причем, богатый словарный запас явно диссонирует с наивностью и незрелостью его суждений.

6. Считает своими друзьями малознакомых людей, например, детей с которыми всего полчаса поиграл на детской площадке. Кстати, хороший вопрос позволяющий определить степень социальной компетентности ребенка будет звучать так: «а в чем разница между друзьями и знакомыми?». Нейротипичный ребенок с нормальным интеллектом, легко отвечает на него уже, примерно, с пяти лет. 11-12 летний ребенок с синдромом Аспергера с высоким интеллектом, обычно не может четко пояснить разницу.

7. Свои проблемы во взаимоотношениях со сверстниками поясняет тем, что его «не понимают», «все время издеваются, дразнят», «говорят - ты дурак» и т.п. В этом случае, желательно попросить привести несколько примеров таких инцидентов. Тогда может стать очевидным, что ребенок попадает в глупые ситуации из-за непонимания «неписаных» правил человеческого общения. Например, один мальчик рассказывал, что его одноклассники сговорились закрыть дверь в классе и сидеть тихо, чтобы подшутить над учителем, который подумал бы, что в классе никого нет. Когда учитель стал дергать ручку, этот мальчик громко сказал: «мы здесь Сергей Петрович, мы хотим от Вас спрятаться», чем естественно заслужил пару нелицеприятных комментариев в свой адрес от одноклассников.

Итак, если есть такие признаки, для того, чтобы прояснить картину, стоит задать еще некоторые вопросы родителям:

1. Когда ребенку было два-три года, не возникало ли у Вас желания проверить ему слух, так как, возможно, он не всегда с первого раза отзывался на имя, но сразу прибегал, если ему предлагали конфету?

2. Когда появилось «Я»? Не было ли периода, что ребенок говорил о себе во втором лице («хочешь конфетку» вместо «хочу конфетку»?)

2. Интересовался ли он детьми на детской площадке? «Получалось» ли у него играть в совместные игры или были какие-то сложности (он не понимал правил, хотел всегда быть первым, навязывал свои сценарии или правила, излишне "умничал")?

3. Играл ли ребенок в сюжетные игры и обыгрывал ли свои впечатления (после похода в цирк, зоопарк и т.п.)?

4. Охотно ли делился впечатлениями от прогулки, от посещения детского сада (например, рассказывал как «Маша с Петей подрались, а воспитательница их отругала») или приходилось с трудом выуживать по одному слову, причем обычно на вопрос «что ели на завтрак?» или «что было на занятиях?» следовал ответ «не помню»?

5. Были ли в возрасте 4- 6 лет периоды чрезмерного увлечения какими-то несвойственными для детей такого возраста темами (авиакатастрофы, извержения вулканов, астрономия и проч.), особой любовью к технике: инструментам, поездам, доменным печам и проч., либо к флагам, картам, календарям и т.п.

Если и родители дают утвердительные ответы на большую часть этих вопросов, то, скорее всего, проблемы в общении и учебе обусловлены специфическими нарушениями в развитии ребенка и особенностями его психики, относящимися к аутистическому спектру.

В таком случае, очень желательно направить эту семью к доктору для уточнения диагноза. Это поможет родителям понимать особенности ребенка и не предъявлять к нему чрезмерных, невыполнимых требований и самому ребенку.

Н. Науменко








Что интересного на портале?