Как правильно составить терапевтическую метафору

Как правильно составить терапевтическую метафору

Ни для кого не секрет, что метафора обладает сильным терапевтическим эффектом и имеет непосредственное воздействие на бессознательное. На мой взгляд, самое лучшее определение-пример метафоры дал Аристотель «Корабль вспахивает море». Этимологически, это можно объяснить, как через (мета) моря корабль переносит (форейн) путника. Ведь, если дословно переводить слово «метафора», то это «перенос», «иносказание». В свою очередь терапевтическая метафора обладает такими свойствами, как чувственность (образы, звуки, ощущения и т.п.), цельный объемный рассказ (есть динамика, сюжет, герои и т.п.), отвлекаемость сознания и потеря контроля. В результате смысл метафоры принимается человеком, т.к. язык бессознательного метафоричен, и начинаются терапевтические изменения. При этом терапевтическую метафору можно разделить на две части: присоединение и ведение. Это необходимо, чтобы человек воспринял метафору как подобную себе, потому что главный принцип метафоры – изоморфизм (сходство, подобие).

Структурная терапевтическая метафора состоит из следующих компонентов:

1.Герой.

Это главный участник метафоры. Он должен быть подобен нашему клиенту, т.е. нужно дать возможность клиенту узнать в нем себя. При этом необходимо не биографическое, а бессознательное подобие (стремления, желания, потребности, мечты и т.п.). В то же время героем могут быть и человек, и животные, и растения, и сказочные (фантастические) существа.

2.Окружение.

Здесь речь идет об окружении героя. При этом окружением могут выступать люди (семья, друзья, коллеги), животные, растения, а также явления природы. Необходимо отметить, что если окружение не люди, то в метафоре они очеловечиваются (наделяются человеческими качествами). Условно окружение можно разделить на 3 категории: 1) окружение, которое благоприятно для героя; 2) окружение, которое противодействует, враждует с героем и 3) нейтральное окружение, которое может играть роль «буфера». Окружение героя должно символизировать окружение клиента в реальном мире.

3.Обучающие ситуации.

Обучающие ситуации должны обучить человека чему-то, но это внешний слой (война, мир, дружба, любовь и т.п.). Задача обучающих ситуаций создавать необходимый фон для научения. При этом эти ситуации создаются, как внешним окружение, так и клиентом, у которого есть свои убеждения, действия, ценности и т.д. В начале обучающие ситуации соответствуют критериям присоединения, а затем – ситуации решения (внушение). Такие ситуации могут носить «ярлык» экологического решения или отличающиеся от привычной жизнедеятельности человека (встреча с мудрецом, падение звезду, исполнений желаний).

4.Бессознательные процессы.

Это основной глубинный элемент обучающей ситуации – это процессы, которые идут в бессознательном. Они становятся возможным благодаря двум силам: внутренняя мотивация и внешняя информация, возникающая через обучающие ситуации. Бессознательные процессы и обучающие ситуации – это связанные между собой элементы. С клиентом происходит какое-то событие, что-то эмоциональное, и оно откладывает след в его бессознательном, а потом приводит к какой-то продукции бессознательного. В результате действия опыт уходит на бессознательный уровень, создавая основу для новой ситуации.

5.Победа.

С точки зрения обычного развития терапевтической метафоры, результат обязательно будет. Количественные изменения накапливаются и переходят в качество, на новый уровень. Это победа, клиент ощущает себя по-новому. Он себя ощущает победителем. Но пока только он.

6.Триумф.

Внутреннее продолжение победы в терапевтической метафоре называется триумфом. Этот термин пришел из Римской империи, когда солдаты побеждали где-то там далеко от Родины, то после возвращения домой им устраивали торжественное возвращение. Поэтому триумф – это социальное признание индивидуальной победы.

 Т.О. алгоритм терапевтической метафоры:

1.Герой

2.Окружение

3.Обучающие ситуации

4.Победа

6.Триумф

В заключении для наглядного примера терапевтической метафоры можно воспользоваться сказкой «Гадкий утенок» (или здесь). Герой – Утенок; Окружение – птичий двор; Обучающие ситуации – когда к утенку негативно относится весь птичий двор, когда он пытается уйти со двора; Бессознательные процессы – утенок смотрит на стаю лебедей и думает «Как бы мне хотелось быть таким, как эти красивые птицы»; Победа – осознание себя другим (лебедь) и Триумф – принятие его лебединой стаей. 


Что интересного на портале?