Что вы услышите за этими словами? Что в первую очередь приходит на ум?
Во-первых, это страх. Просто страшно взглянуть в себя.
Во-вторых, ребёнок абсолютно уверен в том, что то, что происходит у него внутри – явление уникальное и никто больше не сможет его понять.
К тому же в школе нет такого предмета «Чувства, эмоции», где школьнику рассказывают о том, какие чувства бывают, и для чего нам нужна каждая эмоция, как с ними совладать, проживать, как направлять в конструктивное русло.
Об этом я говорю на консультациях и тренингах для школьников. Один из тренингов так и называется «Искусство владеть собой». Это об эмоциях и чувствах. И о том, что с ними делать, чтобы при этом не наломать дров.
Но ситуация в моей практике повторяется вновь и вновь. Ко мне приходят родители и жалуются на то, что их подрастающий любимый малыш вдруг так изменился, стал грубить и вести себя очень агрессивно, связался с плохой компанией, забил на школу или же у него появились тики. А сам ребёнок толком не может понять, что с ним происходит и почему вдруг все на него ополчились и почему он всё время виноват. И ему только и остаётся, как защищаться, выставив во вне колючки. При длительном же стрессе возникают уже и психосоматические реакции типа тиков, подёргиваний.
Как же помочь собственному подростку, который «бунтует», крушит всё вокруг или у которого уже возникли телесные реакции (тики, кошмары)?
В такой ситуации лучше всего работать со специалистом. Идти к психологу и работать всей семьёй.
При этом дам несколько универсальных рекомендаций, которые можно применить уже здесь и сейчас.
Врачи, конечно, знают, какие нужны слова и действия. Таблетки заботливо доставят в кровь серотонин и гормон счастья. Но не таблетки, ни врачи не скажут:
- Я в тебя верю! У тебя всё получится! Я люблю тебя! Ты важен и нужен! Я докажу тебе, что ты можешь больше, чем думаешь!
Ведь очень часты «бунты» вашего ребёнка основаны на острой нехватке внимания, любви и поддержки.
Лучший способ научить подрастающего человека осознавать чувства и состояния, это говорить о своих. Собственный пример родителя, способного признать свои чувства и проговорить их, не срываясь при этом на своё окружение, научит детей больше, чем любые лекции о правильной жизни.
Не всегда ребёнок хочет или может отвечать на вопросы о том, что было в школе или как сегодня пообщались с Ивановым. Возможно, произошло что-то неприятное, о чём и вспоминать-то не хочется. Возможно, в чём-то стыдно признаться. Поэтому лучшим проявлением интереса будут вопросы про чувства: «А что сегодня было самое интересное?», «А что больше всего выбесило?», «А что было самое сложное за сегодня?». Эти вопросы говорят не только о вашей заинтересованности, но и ещё раз проявляют культуру общения в семье про чувства. И ваш ребёнок всегда таким образом будет знать и чувствовать, что его мир, его состояния и мысли важны для вас.
Сохранить доверительные отношения с подростком не просто. Ему по своим задачам взросления положено учиться отстаивать свои границы, своё отличное от Вашего мнение, становиться более самостоятельным.
Но в Ваших силах не превращать дом в постоянное поле боя, а быть рядом, поддерживать и понимать, что стоит за очередной истерикой и бунтом. Я верю в Вас!
Успехов Вам, терпения и родительской мудрости,
Юлия Кононова.
С радостью встречусь с Вами на страницах других моих статей: