Как (не) надо воспитывать детей

Сегодня хотела бы остановиться на семейном воспитании, которое оказывает огромное влияние на человека в детстве, а урожай в полной мере можно собрать будучи взрослым дядей или тётей. Здесь действует принцип: «Как аукнется, так и откликнется».  Всё, что родители вкладывают или не вкладывают в ребенка, так или иначе будет влиять на его будущее. Воспитание является одним из факторов формирования характера и особенностей поведения воспитуемого. Неполадки в системе семейного воспитания могут спровоцировать неврозы у ребёнка. Существует достаточно много классификаций стилей семейного воспитания. Одной из таких является классификация А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, включающая 6 типов семейного воспитания пагубно влияющих на дальнейшую жизнь ребёнка.

   

Первый тип называется «гипопротекция (гипоопека)» (от греч. hypo под,внизу). Иными словами, это нехватка чрезвычайно важной для ребёнка заботы. Он чувствует себя брошенным и никому не нужным, потому что родители постоянно заняты своими делами, как например, круглосуточным нахождением на работе. Такие родители перекладывают воспитательные функции на бабушек, дедушек, учителей и т.д. Гипопротекция может сформировать  человека с низким самоконтролем, низкой самооценкой,  отсутствием умения извлекать опыт из проблемной ситуации, неумением управлять собой в трудных ситуациях.

Следующий тип семейного воспитания под названием «доминирующая гиперпротекция» характеризуется напротив, навязчивой заботой, выходящей за границы разумного, и она полностью  подавляет  его самостоятельность и инициативу. Родитель, воспитывающий ребёнка в стиле гиперпротек­ции, доминирует над ним, и зачастую игнорирует его истинные потребности, при этом жёстко контролируя. Например, всем известный вариант, когда мать заставляет доедать всю еду на тарелке, несмотря на то, что ребёнок уже сыт, или провожает его до школы, хотя её дитя отчаянно протестует. Доминирующая гиперпротекция  играет первую скрипку  в формировании инфантильных, закомплексованных личностей.  

Однако есть ещё одна крайность: «потворствующая гиперпротекция», когда родители сосредотачивают все своё внимание на своём дитятке, отводя ему центральное место в семье. Это чрезмерное восхищение ребёнком, в том числе и мнимыми талантами. При потворствующей гиперпротекции формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, однако при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

«Эмоциональное отвержение» также является патологичным типом воспитания ребёнка. Для родителей ребёнок – обуза. Отвержение протекает в вариантах, где один хуже другого. Явное отвержение выражается во фразах: «Да отстань ты от меня», «Ты мне надоел», «Не лезь ко мне», «Глаза бы мои тебя не видели», а латентное (скрытое) в виде насмешек и издёвок над своими детьми. Иными словами – жестокий троллинг собственных детей, направленный на подчеркивание недостатков внешности или способностей, реальных или мнимых.

 Ребёнок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителей. По мнению Карен Хорни, «исходная или базальная» тревога, возникающая у ребёнка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником невротизации личности (Хорни, 1993).  Унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребёнка,  и зачастую у детей развиваются психосоматические болезни.

Пятый тип семейного воспитания «жестокие взаимоотношения»  проявляется явно в виде побоев ребёнка — или скрыто: в виде эмоциональной враждеб­ности и холодности. Родители, что называется, «срывают злость» на ребёнке, из-за каких-то своих личных проблем. Этот тип воспитания можно назвать также авторитарным.

И, наконец, «повышенная моральная ответствен­ность». Этот тот случай, когда от ребёнка слишком требуют проявления высоких моральных качеств, делая ставку на его будущее,но зачастую отбирая настоящее.

Родители, которые придерживаются такого типа воспитания, по­ручают ребёнку заботу и опеку над другими членами семьи: младшими братьями, сёстрами, бабушками, дедушками.  От ребёнка ждут честности и порядочности, насильно приписывают ему роль главы семьи, внушают, что только от него зависит счастье всей семьи. Это является грубым нарушением иерархии и непосильной ношей для ребенка.

Неправильное воспитание может также  рассматриваться как фак­тор, который усиливает потенциальные характерологические рас­стройства ребёнка. Под акцентуацией характера традици­онно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние вариан­ты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повы­шенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздей­ствиям. 

2016-08-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?