Подростковый возраст – представляется самым важным этапом в развитии умственного и психического здоровья человека. Дети в этом возрасте очень жестки по отношению друг к другу.
Они набрасываются на слабых товарищей и безжалостно терзают их точно так, как стая волков охотится за оленем, чтобы убить его.
Cамый сложный период в жизни подростков:
10-12 для девочек и 12-14 лет - для юношей.
Почему?
Именно в это время неуверенность в себе и чувство неполноценности достигают своего апогея, причем окружение подростка оказывает на него очень сильное давление: семья, друзья, сверстники, общество….
Что подростки не любят в себе больше всего?
Они недовольны какой-нибудь деталью своей внешностью, чувствуют себя уродливыми, непривлекательными, и эта проблема занимает их умы большую часть времени. Эта проблема приводит их к сильному стрессу, беспокойства, депрессии.
Как помочь ребенку обрести чувство уверенности в себе и достоинства?
- Помочь понять, что ребенок не одинок
- Помочь ребенку не уходить от проблем, а взяться за их успешное разрешение: составить список всего того, что ему не нравиться в себе или того, что его беспокоит и пусть отметит пункты, которые БОЛЬШЕ всего его тревожат и о которых постоянно думает. Пусть выберет человека, которому доверяет и мнением, которого дорожит. Это должен быть взрослый человек, который понимает проблемы молодых людей: учитель, консультант, родитель…, который сможет выразить свои соображения по поводу его проблем. А те проблемы, которые кажутся неразрешимыми, просто СПОКОЙНО ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ. Можно избавиться от этого списка, разжечь его….
- Помочь ребенку компенсировать свои недостатки, т.е. уравновесить свои слабые стороны сильными качествами.
- Научить своего ребенка приобретать друзей и объяснить какую ценность предоставляют собой настоящие друзья. «Если хочешь иметь друзей, стань сам хорошим другом».
- Когда ребенок почувствует уверенность в себе и будет обладать высокой самооценкой, он сможет оказать сопротивление окружающему миру, который пытается подчинить его себе. Ответ его будет примерно таким: «Если вы ребята собираетесь делать глупости, пожалуйста. Но я этого делать не стану!» - это не ребячество, но проявление смелости противостать «группы риска».
Что «можно» и «нельзя» в процессе воспитания?
- Не оскорблять их чувств и не вызывать в них раздражения.
- Очень важно утвердить уверенность и уважение к себе, поскольку в этом возрасте они занимают некое «пограничное положение». Они живут в мире, где еще не могут пользоваться привилегиями взрослых людей и в то же время уже не могут пользоваться преимуществами детей.
- Привлечь их к сотрудничеству = мир + понимание.
- Подросткам нужно научиться брать на себя ответственность за свои решения, желание сотрудничать. Фундамент всему – дом. воспитание…..
- Устанавливайте разумные границы в соответствии с возрастом ребенка. Сочетайте за их соблюдение с наказаниями за нарушения. Например: вовремя пришел с прогулки – значит, в следующий раз можешь поиграть подольше. Пришел позже, чем оговорено, - значит, в следующий раз время общения с друзьями будет короче. Скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он играл с друзьями, общался с ними, но пусть он сам решает, что получить в следующий раз – награду или наказание.
- Будьте последовательны в соблюдении установленных правил. Следите, чтобы ваше слово не расходилось с делом. Если вы не можете наказать за непослушание сразу, обязательно прибегните к дисциплинарным мерам позже.
- Пусть мотивом наказания всегда будет любовь, и никогда – гнев. Проявляйте строгость, потому что детям она необходима, а не потому, что они вас огорчили или разозлили. Донесите до ребенка, что вы не против него самого, а против его неправильного поведения.