Как делать уроки с первоклассником

С наступлением школьного сезона открываются не только сезонные ярмарки и отделы с глобусами, ручками и тетрадками всех мастей, но и скрытые таланты, а порой и страхи родителей.

Одни вдруг вспоминают о том, как легко и приятно давалась учеба, другие делятся нещадными способами выполнения домашних заданий, еще одни штудируют кодексы, постановления и рабочие программы, изыскивая подводные камни.

И, наверное, все родители в целом мечтают, чтобы школа стала для их ребенка приятным местом, или хотя бы не противным.

Как помочь ребенку и родителю справиться со школьным неврозом – об этом и пойдет речь ниже.

Первый вопрос, исходящий от родителей звучит примерно так: «Как научить ребенка учиться? Чтобы он сам садился и делал уроки, а не тратил мое время и нервы»

Отвечу просто и категорично. Научить учиться можно только придя в школу, в систему образования. Вся дошкольная деятельность должна быть посвящена игровым способам познания мира.

Так, счет туда и обратно прекрасно иллюстрирует волк из «Ну, погоди!» и козленок, который умел считать до 10. Чтение дети легко и просто осваивают в 6 лет (плюс/минус 6 месяцев). Держать ручку или карандаш верно помогут различные насадки, а с подготовкой руки к письму великолепно справляются нарисованные лабиринты, игры «Закончи/повтори рисунок», раскраски.

Любить учиться ребенок также обучается. С помощью родителей. Ведь если взрослые с тоской рассказывают о школьных годах, с ужасом вещают о домашних заданиях, то дети быстро заражаются их настроением. Ребенку всегда интересно делать то, что у него получается. Выполняя задание, радуясь поделке, рисунку или придуманной истории дети чувствуют себя успешными. Это поддерживает их веру в себя, и, как следствие, помогает взрастить и укрепить мотивацию учиться.

Следующий вопрос, ставящий в тупик многих родителей – «Как делать уроки?»

И тут лагерь делится напополам. Первые утверждают, что пусть делает сам, с первого дня. При этом строго контролируют, все ли записано, сделано и как. Вторые говорят, что сам он ничего не может, а значит выход один – сидеть с ним.

И те, и другие рано или поздно срываются. Злятся, кричат, шипят, бросают учебники на пол, рвут тетрадки или пьют успокоительное, рыдают, хватаются за голову.

На самом деле, единого верного рецепта в обучении этому навыку «делать домашние задания» нет. Для каждого ребенка подходит что-то свое, уникальное, и задача родителей – найти этот способ с минимальными потерями.

Так как же делать «домашку»? Каждый взрослый когда-то начинал свою профессиональную карьеру молодым специалистом, делал что-то впервые по новой технологии (точил на станке, выпекал торт или делал первый «холодный» звонок). Что вы тогда чувствовали? Вспомнили? А ведь вам было не 7 лет, а 19 или 23, или даже 46 лет. Вы пробовали, ошибались, искали наставника или подробную инструкцию и пробовали опять.

Также дети-школьники осваивают новый для себя навык – учиться. Родители могут быть рядом, помочь составить план (можно сделать его в виде комикса или рисунка) «Как я делаю уроки» и откликаться на просьбу о помощи. Взрослые должны хвалить ребенка за приложенные старания, за то, что сегодня получилось лучше, чем вчера, быстрее или ровнее.

Учитывайте, что при выполнении домашних заданий первоклассники могут сосредоточенно работать не более 30 минут в силу физиологических особенностей. Заполните паузы долькой яблока, кусочком шоколада, физкульминуткой. Чем дольше вы «сидите», чем больше вы кричите на ребенка, тем хуже он будет справляться и быстрее утомляться. Научив ребенка работать с мини-паузами, вы привьете ему культуру умственного труда.

Выработка новой привычки, нового школьного поведения может занять от одного до 2-3 месяцев, если же ребенок часто болеющий, ослабленный или гиперактивный, то привыкание может длиться дольше. Считается, что ребенок адаптировался к новым условиям тогда, когда большинство заданий он делает сам или с минимальными напоминаниями, у него хорошее настроение по утрам и перед сном, здоровый сон и аппетит.

Если дети делают уроки часами, и это происходит у всех детей в классе – есть смысл собраться с родителями и обсудить, так ли у всех учеников или это индивидуальные особенности вашего ребенка.

2016-09-05
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?