То, о чем я хочу рассказать в этой статье, являяется прямым продолжением прошлой «О контрзависимости или почему вредны диеты».
Поскольку я гештальт-практик, то объяснять нарушения пищевого поведения мне проще всего в гештальт-терминах, хотя они и не очень простые для слуха и восприятия. Прошу за это меня простить, но по-другому формулировать я пока не могу.
Интроектами в гештальт-подходе называют такие фразы, установки, убеждения, которые мы воспринимаем на веру и используем без анализа. Ярким примером могут быть слова родителей, услышанные нами в детстве: «мальчики не плачут, хорошие девочки так себя не ведут», а если брать тему еды, то «сладкое вредно; овощи полезны; невкусно, зато полезно; сначала нормальная еда, а потом вкусная; от сладкого толстеют; не ешь много, а то будешь толстый и т.д.» Признаками интроектов, по которым их можно заметить, будут обобщения: «Все, всегда, никто, никогда и др.»
Ребенок находится в зависимости от родителей и так устроен, что до определенного возраста воспринимает то, что они говорят без критики, или наоборот, в контрзависимости, когда начинают критиковать родительские послания и делать все наоборот, что тоже не верно, так как часто такие посылы бывают верными.
В гештальте интроекты часто сравнивают с едой. Когда мы заглатываем какую-то еду, не прожевав ее, быстро, потому что так надо, так сказала мама, не ощутив вкуса, насыщения, она откладывается тяжестью в животе и не приносит удовлетворения. Так же интроекты, сидят в нас тяжелым грузом, не подвергаясь анализу и прожевыванию.
Человеку, напичканному интроектами в отношении еды, будет трудно сориентироваться в том, чего он хочет сам, какие его истинные потребности. И это напрямую будет влиять на его пищевое поведение. А именно, выбор еды, отношение к тому что он съел, будет сформировано на основе этих установок, даже, когда они не будут соответствовать реальности.
Для того, чтобы адекватно взаимодействовать со средой, адаптироваться к новому, ориентироваться в своих желаниях и способах их удовлетворения, необходимо анализировать, проверять полученную информацию, но если человек привык подчиняться авторитарному мнению, не имеет самостоятельного взгляда на то, что ему предлагается, сделать это будет практически невозможно. Такие люди будут нуждаться в мнении специалистов, советах, предписанных диетах и т.д. Это также будет способом ухода от ответственности за свою жизнь и свои выборы тех или иных действий, т.к. специалист, давший совет или рекомендацию, впоследствии будет нести ответственность за полученный результат. Тогда человек при выборе еды будет основываться на общепринятых диетах или системах питания, а когда они ему не подойдут – винить того, кто их составил, а не брать ответственность на себя.
Часто интроекты настолько прочно сидят в нас, что становятся нашим внутренним голосом и создают почву для внутренних конфликтов. С одной стороны хочется быть правильным и делать как надо, с другой стороны наши истинные потребности (или еще какие-то потребности) этому пытаются сопротивляться. Тогда мы начинаем бороться сами с собой, на что уходит большое количество сил и жизненной энергии.
Детские интроекты очень прочно укоренняются в нашей психике и осознать, что не мы совершаем выбор, а основываемся на чужих установках бывает нелегко. Но это может быть первым шагом на пути к освобождению и пониманию самих себя. Для того чтобы понять и осознать интроекты, можно задавать себе вопросы – почему я делаю так, а не по-другому, что мной руководит, на какие слова родителей это похоже? И если в памяти всплывают какие-то родительские фразы или установки других важных для вас людей, задумайтесь, а действительно ли мне в данный момент это подходит, чего я хочу сейчас?
Есть еще много способов распознавать и избавляться от интроектов, которые можно использовать, чтобы стать ближе к самим себе. Этой работе будет посвящен большой блок в моем он-лайн курсе «Тело, еда, осознанность». Но многие шаги вы уже можете сделать самостоятельно.