Интервью газете "Молодежная жизнь в Марий Эл"


Исследователи говорят о том, что люди стали дольше жить и позже взрослеть.  

Какие могут быть положительные моменты у этой тенденции? Какие могут быть негативные стороны?

Действительно, еще в 2015 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально подтвердила, что юный (подростковый) возраст заканчивается в 25 лет, а молодой возраст – в 44 года. Эта тенденция связана, прежде всего, с увеличением продолжительности жизни в цивилизованном мире - логика выживания в условиях мировых войн уступила место логике качества жизни. Логика качества жизни означает, что в приоритете ценности свободы, комфорта, индивидуализма в противовес ценностям мужества, альтруизма, сплоченности – ценностям, необходимым обществу для выживания.  То же самое наблюдается и в российских условиях: логика выживания экономических потрясений 90-х осталась в прошлом, дети 2000-х выросли в стремительно увеличивающемся информационном и технологическом потоке. Это поколение, для которого виртуальная реальность является частью  повседневности, естественной средой обучения, взаимодействия и самовыражения. Их основная особенность: современные подростки и молодые люди познают себя в мире, который доступен на расстоянии сенсорного экрана.

С психологической точки зрения, основной задачей подросткового возраста и возраста от 20 до 30 лет продолжает оставаться личностное и профессиональное самоопределение – то, что называется личной идентификацией. «Время от двадцати до тридцати – критический период взросления. В этом отрезке легче всего заложить основы той жизни, которую мы хотим прожить» - утверждает психолог Мэг Джей в мега-популярной книге «Важные годы». Популярность этого издания обусловлена тем, что современные 30-ление молодые люди, «засидевшиеся» в комфортных креслах у экранов компьютеров в родительских квартирах часто приходят к осознанию того, что реальность «не приносит удовольствия и радости, достижений особых нет и вообще непонятно, на что ушло десять лет жизни»

Тенденция поколения 2000-х – рост осознанности и активности. Есть мнение, что современные студенты (люди 18-21 года) становятся центром гражданского общества, о чем свидетельствует молодежное волонтерское движение.  Многие молодые люди (о чем я знаю из собственной практики) ищут возможность изучить себя, свои особенности, принять свою индивидуальность. Для этого они идут к психологам и коучам, участвуют в тренингах, читают книги. Это тоже мировая тенденция – рост популярности электронных и печатных изданий, а ведь еще буквально лет 5 назад издатели всерьез обсуждали возможность исчезновения бумажных книг!

 Как помочь себе повзрослеть, если детство затянулось? Как перестать бояться  быть взрослым и самостоятельным?

Следует иметь ввиду, что 80% судьбоносных событий происходит именно до 35 лет. «Жизнь человека в 20-30 лет напоминает самолет, летящий высоко в небе в зоне турбулентности, но если научиться управлять им (пусть даже немного), можно добраться дальше и быстрее. Важно накопить «капитал идентичности» – совокупность личностных активов, запас индивидуальных ресурсов, которые мы нарабатываем с течением времен» (Мэг Джей)

Необходимо посмотреть на свою жизнь и увидеть перспективу, понять, какие действия принесут вам выгоду в будущем, и определиться с тем, кем человек является на самом деле. Найти возможность определить (изучая, исследуя, пробуя, обращаясь за помощью к наставникам и специалистам), как личностные способности и ограничения молодого человека вписываются в окружающий мир, – именно так можно осознать свой истинный потенциал.

И какие самые частые причины инфантильности?

Любой психолог на вопрос, – какие самые частые причины инфантильности, – ответит, что искать их необходимо в семейном воспитании.  Я не исключение: если ребенок не спешит взрослеть, то он делает это для семейной системы, которой это «выгодно». Например, в семье, где у членов семьи нет четких личных (эмоциональных, функциональных)  границ, и мама (или папа) «лучше знают», что хорошо для молодого человека, а что нет, молодому человеку практически невозможно научиться распознавать собственные потребности. Семья может жить по правилам, в принятии которых молодой человек просто не участвовал, его интересы были проигнорированы, он не чувствует себя свободным для самовыражения в собственной семье – его просто не слышат и не видят. Если нет свободы, то нет и ответственности, это две стороны одной медали.  Выход здесь возможен только один: сепарироваться от родительских фигур, то есть  расстаться с родительской семьей, как бы трудно это не было.  А затем взять ответственность за собственную жизнь на себя – осознать, что реализация собственного уникального личностного потенциала зависит только от желания и усилий самого человека.

 

 


Что интересного на портале?