Информационная гигиена

Конец дня. Сколько всего произошло за прошедшие 10, 12 или даже 15 часов. Услышано, увидено, представлено, задумано. Или, наоборот, не доувидено, не представлено, не додумано. Изобилие, либо скука и однообразие. И то, и другое способно отравлять наш мозг, а, впоследствии, и наш организм целиком.

Сколько же мы получаем информации за один день? Можно попробовать померить в модных нынче «цифровых» единицах (байтах, мегабайтах и прочее) – но это тема другой статьи. Важно другое. Мы действительно окружены морем информации. Каждый день – сообщения, звонки, письма, музыка, фильмы. Но, с другой стороны, - «Каждый день приходится принимать решения, какой апельсин хороший, а какой плохой». Как в старом анекдоте. Это однообразие. Отсутствие новой интересной информации. Так живут люди, которые предпочитают относительно изолированное существование. Но даже в этом случае ощущение скуки возникает не всегда. Кому-то такая информационная диета, даже на постоянной основе, может быть вполне приемлема.

Мы – существа социальные. И большую часть информации получаем от других людей. В настоящее время все более распространено получение информации не в «реальном времени», то есть в процессе общения, а в «отложенном режиме». Такой режим наступает, когда мы читаем книги, слушаем музыку, смотрим фильмы и даже читаем СМСки. Суть «отложенной» информации - в некотором интервале между созданием информационного сообщения и его получением. И этот интервал гораздо больше, чем если бы вы общались с человеком напрямую или, например, смотрели театральную постановку вместо фильма.

Большие объемы информации порождают такое явление как информационный стресс. Говоря простыми словами, информационный стресс – это неспособность нашего мозга усваивать информацию с той скоростью, с которой мы ее получаем. И обыкновенно, разница между количеством полученной и усвоенной информации очень велика. Один из распространенных симптомов подобного явления у детей – плохая успеваемость в школе. Я не говорю сейчас о ее первопричине, но суть явления такова, что ребенок не усваивает тот объем информации, который ему дает школа.

Что же такое «усвоение информации»? Если сравнить с другим сложным процессом – пищеварением, цель которого собственно получить питательные вещества из потребляемых продуктов, то цель усвоения информации… Какова? С какой целью мы потребляем такой огромный объем информации? Мне представляется одной из причин, как ни странно, - нежелание усваивать действительно нужную нам именно сейчас информацию. Или наличие информации, которая не была усвоена когда-то давно. Такой замкнутый круг. Мы «забиваем» информационный фон «белым шумом», чтобы не слышать, не видеть, не знать все то, что действительно важно и нужно.

Почему? Да потому, что усвоение, настоящее усвоение, информации требует значительно более высокой степени энергоотдачи, да и готовности к этому процессу. Самый простой способ – это систематизация полученных данных за один единственный день. Вспомните, когда вы последний раз анализировали сказанное вам за день или вспоминали на закате дня прочитанные сообщения? Весь этот объем информации накапливается, перегружая мыслительные процессы. В конечном итоге, теряется способность к концентрации внимания на действительно нужных и важных вещах.

Для систематизации есть один синоним у психологов – «просмотр дня». Когда вы, ложась спать, мысленно прокручиваете назад весь прошедший день. И стараетесь сделать хоть какие-то выводы для себя. Информационные выводы. Разложить по полочкам ту информацию, которая пришла в течение дня. Рассортировать и – забыть. Чтобы потом воспользоваться при необходимости. Если этот процесс протекает легко и не возникает тревоги – значит, присущую вам границу информационного объема вы не перешли и можно продолжать дальше эффективно работать.

Из других способов информационной гигиены – убирать телефон и отключать все приложения, через которые вы получаете сообщения хотя бы один раз в неделю. Потом прочтете. Если вам не позвонили и не выдернули экстренно – значит точно подождет. Делайте это хотя бы по выходным дням. Другая грань, или степень, информационной диеты, - обособить свой мозг на некоторое время от поступающего «информационного мусора». Это легче и проще всего сделать вдали от города, где-нибудь в тихой деревушке, или на берегу океана. Снова без «информационных» устройств – компьютеров, телефонов. Также другой способ «переварить» наконец всю лишнюю информацию – медитация. Погружение в себя. Овладение искусством задавать себе вопрос «зачем?»

Обратите внимание на качество потребляемой вами информации. Огромная часть информационного контента – это «информационный фаст-фуд», который призван утолить «информационный голод» в моменте. Но не прибавить вам знаний, умений, навыков. Потому что настоящая цель информационного взаимодействия – это улучшения себя. В любом аспекте. Если этого не происходит, то данный источник информации бесполезен и даже вреден. Потому что любое потребление информации – это энергозатраты.

Способность оберегать себя от излишнего информационного шума – это эволюционное преимущество каждого конкретного человека. Чем меньше времени и энергии вы тратите на переработку ненужной информации, тем больше у вас времени и энергии остается для других важных дел.

Позняков Дмитрий