Игра и общительность дошкольников

Ранее детство и дошкольный возраст – одни из наиболее важных периодов в развитии не только познавательных качеств, но и личности ребенка. В дошкольном детстве формируются и накапливаются не только первые знания об окружающем мире, но и, являясь этапом первичной социализации ребенка, дошкольный возраст закладывает основы отношения ребенку к миру и к другим людям. Сформировавшиеся в этом возрасте коммуникативные навыки, а также стремления к установлению новых контактов, общительность, будет способствовать успешной или неуспешной социализации в школе.

Проблема необщительности, застенчивости уходит своими корнями в детство. Застенчивым детям трудно радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное - не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие общительности в дошкольном возрасте – необходимое условие их первичной и дальнейшей социализации в окружающем мире. И игровая деятельность, являясь, по Д.Б.Эльконину, ведущей для этого возраста служит главным средством развития общительности детей в условиях детского сада.

 

Целью исследования стало выявить значение игровой деятельности для развития общительности старших дошкольников.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что игровая деятельность является одним из факторов развития коммуникативных навыков и общительности у дошкольников в условиях детского сада.

Задачи исследования:

  • Провести теоретико-методологический анализ проблемы развития коммуникации дошкольников посредством игровой деятельности;
  • Диагностировать уровень развития общительности и коммуникативных навыков дошкольников на констатирующем этапе;
  • Организовать и провести исследование влияния игровой деятельности на общительность дошкольников в условиях детского сада;
  • Выявить значение игровой деятельности как фактора развития общительности детей в условиях детского сада.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных психологов и педагогов, изучавших коммуникативные навыки и общительность детей: Л.С.Выготcкий, Д.Б.Эльконин, К.А.Абульханова-Славская, Б.Ф.Ломов, А.И.Ильина и др., а также работы по теории и практике игровой деятельности в дошкольных учреждениях З.М.Богуславская, А.К.Бондаренко, О.М.Дьяченко, Б.П.Никитин и др.

В качестве основных психодиагностических процедур нами использовались: методика исследования диалогической речи дошкольников Р.Е.Левиной, Методики «Рукавички» Г.А.Цукерман, Тест детской тревожности «Выбери лицо» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

Под общением понимают некую деятельность, характеризующуяся наличием процессов интерактивного взаимодействия  людей друг с другом. Общительность , в свою очередь, как характеристика личности выступает как более или менее стабильная система коммуникационных особенностей человека (регуляторно-динамические и мотивационно-смысловые свойства), проявляющаяся в разных типах деятельности  субъекта  и  определяющая  их.

В ряде исследований таких ученых как Б.Ф. Ломов, А. И. Ильина, А. И.Крупнов и др. была доказана, решающая роль общения как способа интерактивного взаимодействия людей в любых типах деятельности.

В некоторых работах к общительности как характеристике человека  подходят с трех основных позиций: аналитической, поликомпонентной и системной.

Поликомпонентный подход  концентрируется на исследовании одновременно нескольких сторон общительности.

В рамках системно-функционального  подхода  к общительности предлагается понимание общительности как стабильной системы регуляторных, динамических и мотивационно-смысловых параметров, выявляется в целенаправленной деятельности, общении, обуславливая их.

О.П.Санникова предлагает понимать под общительностью некоторое стабильное устремление субъекта к диалогу с личным контактом. Проявляется при этом общительность в разговорчивости человека. И.В.Страхов и Т.Г.Якушева определяют общительность  как  отношение, и, одновременно,  метод выражения данного отношения к человеку

О связи  эмоциональных и динамических параметров  общительности писали в своих работах А.Е Ольшанникова, А.И.Крупнов, В.А.Домодедов.

При рассмотрении игровой деятельности в детском саду становится понятно, что центральный момент игровой деятельности дошкольников – воспроизведение жизнедеятельности взрослых людей и их взаимоотношений. Сущность игры состоит именно во вхождении во взрослый мир человеческих отношений.

Поскольку наполнение ролей в основном ориентируется на нормы взаимоотношений людей, и ее основное содержание представляет собой правила поведения, которые  существуют  в мире  взрослых,  то  в процессе игры дети переходят в  развитый мир социальных форм жизнедеятельности человека, в среду норм и правил  отношений между людьми.  Помимо этого Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский отмечают важность игры с целью формирования детского дружного коллектива, способности общаться и договариваться между собой,  отстаивать свою точку зрения и, в конечно итоге приводи к большей общительности детей.

В практической части исследования на первом этапе мы, совместно с воспитателями, продиагностировали уровень развития общительности и коммуникативных навыков дошкольников. Для диагностики интегрального показателя общительности мы выбрали методики, направленные на определение уровня тревожности детей, уровня развития диалогического общения, а также способность к кооперации и совместной деятельности дошкольников. На основании этих трех методик мы оценивали уровень общительности старших дошкольников.

Исследование уровня диалогического общения по методике Р.Е.Левиной показало, что 16% дошкольников имеют высокий уровень диалогического общения, способны к полному, самостоятельному, логическому изложение материала.

56% детей имеют средний уровень диалогического общения, для которого характерны отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок.

У оставшихся 28% дошкольников диагностирован низкий уровень диалогического общения. Такие дети не всегда умеют реализовать поставленную задачу, часто могут отказаться от выполнения заданий, в более мягком варианте они допускают ошибки в структурировании текста, им необходима активная помощь со стороны экспериментатора, характерна бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении.

Исследование тревожности методикой Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен показывает, что 40% дошкольников имеют высокую тревожность и лишь 16% - низкую

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман показала, что высокую общительность и способность к кооперации имеют 32% дошкольников. Дети активно обсуждают возможный вариант узора, приходят к согласованию относительно способа раскрашивания рукавичек, могут сравнивать способы действия и координируют их, строя совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.

36% детей имеют средний уровень общительности и кооперации. Таким детям удается договориться лишь о сходстве отдельных признаков (цвет или форма некоторых деталей), но при этом в значительной части имеются и заметные различия.

Для 32% характерен низкий уровень общительности и кооперации. В узорах у таких детей явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Проведенная диагностика показала, что около трети детей в дошкольном учреждении имеют крайне низкие показатели общительности, не могут конструктивно наладить диалог и взаимодействие со сверстниками, демонстрируют высокую тревожность в общении.

Далее, также совместно с дошкольными педагогами,

были организованы и проведены игровые занятия по развитию общительности дошкольников в условиях детского сада. Использованы разные типы игр, преимущественно ролевые и сюжетно-ролевые, но также и дидактические. Для достижения цели нам было необходимо наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием; выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр; сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить кругозор ребенка посредством игры; развить коммуникативные способности детей; сформировать художественно — эстетический вкус детей дошкольного возраста.

На третьем этапе проведена контрольная диагностика по итогу проведенных игровых занятий и выявлено значение игровой деятельности как фактора развития общительности детей. Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности игровой деятельности в целях повышения коммуникативных навыков и уровня общительности старших дошкольников. Результаты показали увеличение в уровне диалогического общения, способностей к кооперации и снижение тревожности, что в целом говорит о повышении уровня общительности детей в условиях дошкольного учреждения.

Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, а гипотеза о том, что игровая деятельность является одним из факторов развития коммуникативных навыков и общительности у дошкольников в условиях детского сада и положительно влияет на коммуникацию детей – подтверждена.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Астрель, М., 2011. – 569 с.
  2. Ильина А.И. Общительность и темперамент у дошкольников. Пермь. 2011. 351 с.
  3. Крупнов А. И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. – Свердловск, 2016. №2 с. 18-24.
  4. Санникова О.П.  Соотношение  устойчивых  индивидуально-типологических  особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии. № 2. 2002. С. 109-115.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1989. - 431 с.
Ушаков Всеволод