которые привили им сами.
Мария Эбнер-Эшенбах
Дело было давно: как-то зашли мы с мужем к людям в гости, у мужа было дело к хозяину. Пока мужчины решали свои дела, мы с хозяйкой устроились на кухне, поболтать о своем, «о девичьем». У хозяев на тот момент был ребенок, мальчик лет 4-5-ти. Понятно, что взрослые мальчики его отослали от себя, поэтому ребенок прибежал к нам, девочкам, и стал вертеться возле нас: «греть уши». Чтобы ребенок просто так не вертелся, я попросила его за собой поухаживать, т.е. налить мне чай. Мальчик радостно побежал выполнять просьбу тети. Но в этот момент хозяйка перехватила его инициативу и сама все сделала. Мальчик обиженный ушел с кухни. Я спросил хозяйку: «Зачем ты это сделала?» Ответ меня удивил: «Так он же разобьет чашку!»
Теперь поговорим о том, что произошло на самом деле. Мы, девушки, всегда мечтаем о сильном мужчине, на которого можно положиться, который нас защитит и всегда нам поможет. И это нормально. Проблема лишь в том, что мы сами этого им и не позволяем. Яркая иллюстрация механизма «запрета» - история, описная выше. Никто же не будет отрицать, что самый лучший способ познания мира – собственные ошибки… к сожалению. А познание у ребенка, в основном, происходит через тактильные ощущения: надо потрогать, попробовать, разобрать, сломать. И это тоже нормально. Но вот именно на этом пути познания и появляются заботливые родители, которые, имея уже такой опыт, стараются «уберечь ребенка». По-своему они правы, ведь ими двигает благое намерение. Но все мы знаем: благими намерениями выложена дорога… куда? Ведь стараясь оберечь, мы фактически запрещаем познавать. А в рассказанной мной истории, мать вообще фактически запретила ребенку быть ответственным за женщину (!) и за себя в том числе. Она сама сделала выбор между «ответственностью» и «неразбитой чашкой». Победила чашка!
Знаете, проводя семинары/собрания с родителями, я очень часто сталкиваюсь с тем, что родители делают хаотичные запреты, абсолютно не понимая, к чему это может привести. Но я их в этом не виню. Это, чаще всего, не по злому умыслу происходит, а по не знанию. Сознательно опускаю все подробности моей работы в таких случаях, иначе придется писать книгу, а не статью. Но суть моей работы сводится к осознанию того, что количество запретов можно значительно сократить, если просто понять, что все запреты сводятся к трем категориям:
- Запреты, сохраняющие жизнь.
- Запреты, сохраняющие здоровье.
- Запреты социального характера.
Первые требуют неукоснительного исполнения. Для этого просто нужно самим все контролировать, например, закрывать окна, если вы живете выше второго этажа. Вторые – просто нужно увязать в несложную схему: мамино «нельзя» = «физическая боль» (я сейчас не о рукоприкладстве говорю). В свое время, чтобы мой ребенок не лез в открытый огонь, я разрешила ему потрогать включенную лампочку. Потом пожалела, но напомнила: «я же говорила нельзя, а ты меня не послушал» . Третья категория формируется на ваших жизненных принципах и ВСЕГДА требует подробного объяснения – почему «нельзя», к чему это может привести. Но это работает, если вы для своего ребенка авторитет. Во всех остальных случаях – вы просто получите сопротивление.
В конце своей статьи я еще раз хочу напомнить: вы, родители, стали таким умными только благодаря тому, что имели возможность познавать. Дайте своим детям эту же возможность, и они вас обязательно удивят. Думаю, что даже приятно J. Удачи вам!