ТАСК-анализ
ТАСК – это сокращение для слов Тезис - Анализ - Синтез - Ключ. Его задача помочь обучаемому/клиенту научиться независимо размышлять об отдельных моментах тренинга/терапии. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе обсуждения или анализа вам, совместно с обучаемыми/клиентами предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречаемся с культурой вычленения тезисов и антетезисов того или иного толкования обсуждаемой проблемы.
ВОПРОС
ОТВЕТ1. Какая проблема обсуждается?
2. Каково основное утверждение/ключевая идея по проблеме/теме?
3. Сформулируйте контрутверждение: что, скорее всего, выскажет оппонент/обучаемый/клиент в защиту либо для опровержения первоначального запроса/ утверждения?
4. Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.
5. Содержит ли этот запрос/утверждение/контрутверждение непонятные, сложные или «перегруженные» термины и понятия? Если да, то найдите и поясните их.
6. Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места диалога/беседы.
7. Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения/ключевой идеи.
8. Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что … (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), … (основное утверждение), поскольку …(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).
9. Является ли полный тезис спорным, но в тоже время приемлемым, либо неприемлемым, либо сложным для принятия/понимания/осознания?
10. В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение/ключевую идею и повторите все стадии ТАСК.
Таким образом, предлагаемый метод «заставит» относиться к процессу обучения/терапии и в качестве рефлексивных посредников, и в качестве оценивающей стороны. Данная технология поможет вам устанавливать связь между начальной и последующими частями/фрагментами целого процесса. Сотрудничество достигается, когда оппонент начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный вначале, как утверждение или ключевая идея. Кроме того, ТАСК поощряет установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями обеих сторон. Использование ТАСК поможет значительно улучшить вашу способность анализировать и оценивать процесс обучения/терапии. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискуссии в ходе выявления слабых мест в собственных доказательствах, таких, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты, а также в тех случаях. когда срабатывают те или иные виды психических защит. Также улучшается умение обучаемых/клиентов составлять доказательства и оперировать таковыми в ходе совместной работы.