Голова лекаря

«Следует ли из существования Духовных Лиц существование Духовных Задниц?»

Современная психология есть учение об отсутствии души. Ее история это история научного экзорцизма. То есть изгнания души из тела и ума. С глаз долой, из сердца вон. Вера в нее считается анахронизмом и признаком невежества. Но свято место пусто не бывает. Так что стоит ли удивляться, что вокруг рыщут стада самозваных «духовных психологов», практикующих лечение духом. Они топчут траву на наших полянах и охотятся на наших зайцев. Совсем страх потеряли. Отроем же топор войны и отправимся за их скальпами.

Странно лишь, что никто не величает себя «духовным инженером» или «духовным автомехаником». И не претендует чинить машины молитвой и наложением рук. Да и «духовных таксистов», альтернативных материальным, что-то не видать. На святой воде вместо бензина далеко не уедешь. Трудно будет найти пассажиров экипажу «духовных летчиков», обещающих удержать аэроплан в воздухе силами души, развившимися вследствие морального совершенства. Да и к «духовному стоматологу» очереди не будет...

Но не зарастет тропа к порогу Духовного Целителя. И с трепетом в несуществующей душе внимают страждущие его вдохновенному глаголу. Глагол жжет сердца и обещает чудо. В него хочется верить. Ведь хотя души и нет, это ничуть не отменяет существование душевных болезней. И наличия душевно больных. Причем в изобилии, превосходящем разумные пределы. Многие из вышедших за эти пределы любят мимикрировать под лекарей. Причем под лекарей той самой души. Легко лечить то чего нет.

Однако, зачем мы убили душу?! Где похоронили ее? Или бросили труп души на перекрестье дорог без погребения? И правда ли, что без нее всем стало лучше, а жизнь пошла веселей? Стремление избавиться от незримой части себя есть архаичный страх перед темнотой. Ужас непостижимого. Во тьме взволнованный разум рисует контуры чудовищ. Спокойнее отменить тайну. Объявить ее продуктом головного мозга. Или побочным эффектом гормональной системы. Со словом душа связано слишком много несуразных ассоциаций.

И ничто не изменится, если ученые однажды докажут, что душа истекает с неба подобно дождику нам на головы, а не является формой фантазии человека о Бэтмэне. Мечтой ума о себе самом, каким он хотел бы быть. Да и чего ради уму мечтать о себе? Возможно, это перверсия его творческой мощи и умения создавать вселенные, а может сублимация желания извращенно поиметь хоть кого-нибудь, не нашедшая себе достойного объекта. От того духовный психолог хочет поиметь всех нас. А заодно и науку.

Это вполне объяснимо. Как известно, для Фрейда душа это виртуальный удлинитель члена. Фаллос, устремленный в небо. Вавилонская башня, вздымающаяся чтоб поиметь бога. Бог оказался мало прельщен подобной перспективой, так что башня то и дело падает, а человек поражается разделением языков. Сознание не понимает слов подсознания, и наоборот. Психоаналитик вынужден стать дешифратором и переводчиком. Розетским камнем психики являются сны, фантазии и воспоминания. Крутящиеся вокруг все того же члена.

Философы-экзистенциалисты называли человека существом, лишенным души, но страстно желающим ей обладать. Быть бессмертным, не подвластным страданию и потерям, свободно парящим среди звезд предвечным неуничтожимым духом. И этот неустранимый конфликт между желаемым и реальной смертностью, ограниченностью и несвободой, есть главный корень душевных болезней и неврозов. Рецептом будет стоическое отношение к миру и признание собственной малости и незначительности перед лицом мироздания.

Душевная боль в отсутствующей душе есть вид фантомной боли. Подобно часто мучающих людей годами болей в давно ампутированных конечностях. Но в отличие от отсеченной руки, которая таки существовала раньше, души не предполагалось изначально. Чему тогда болеть? Что бы не смущать себя парадоксом, термин душевной болезни был заменен на «ментальную болезнь». Стало быть «ментал» все-таки есть. Хотя на все призывы дзен-буддийских мастеров «принести свой ум» и показать его, наука хранит гордое молчание.

Где находится ум? Какого он размера,  цвета, формы и веса? Однако, столь любимые древними неразрешимые вопросы, служащие демонстрацией абсурдности повседневных людских представлений о реальности и собственном «Я», больше не работают. Потому что вселенную мы им принести то же не можем. И не можем сказать, в чем она содержится. Время и пространство не обладают ни формой, ни цветом, и не содержатся нигде. Или содержатся друг в друге, или в самом нашем уме, который находится непонятно где.

Для бихевиористов душа это Черный Ящик. Фиг знает, что там внутри. Может стая бесов. А может и вовсе ничего. Или то, что ни описать пером ни вырубить топором. Фантазировать можно сколько угодно, но мало полезно. Потому что спор о недоказуемых фантазиях рождает не Истину, но головную боль. А это прямая дорожка к неврозу. Хотя хорошо прижилась компьютерная метафора души. Мозг — железо, дух — его программное обеспечение. Кто знает. Голова предмет темный и исследованию не подлежит.

И вот из этой величественной Темноты и Тайны, торжествующе приплясывая и ухмыляясь, появляется фигура Духовного Психолога. Ногами в грязных сапогах он попирает работы классиков и здравый смысл. В руках у него священные книги его религии, которые он все равно не читал. А если и читал, то очень выборочно, и мало что понял. Потому что если бы читал внимательнее, или понял больше, то не лечил бы людей. И не умничал. И вообще, вел бы себя скромнее. Духовный психолог одет в наглость, словно хирург в белый халат.

Отсутствие профильного образования составляет важнейший предмет его гордости. Ибо он есть лицо, не испачканное официальной наукой, и следовательно духовно чистое. Духовное Лицо, одним словом. Однако, если снять с него одежды и поставить в виноватую позицию, то вероятно он окажется еще и Духовной Задницей. Думаю, психологическое сообщество должно в ближайшее время озаботится постановкой соответствующего эксперимента над этими субъектами в массовом масштабе. Не из пустого садизма, но токмо Истины ради.

И ежели окажется, то из оной части тела самозваного псевдо психолога и впрямь проистекает дух, то таковую часть надобно надежно заткнуть не мешкая. Использовав для этого как любые подручные средства в соответствии с собственной фантазией, так и продукцию самого «духовного лица». Не порочного развлечения ради, но в целях удержания экологического баланса. Каковой вследствие неконтролируемой деятельности самозванцев уже повис на волоске. Баланс бытия есть дело тонкое. Тем более — равновесие психики.

Еще один отличительный признак нашего героя – полное отсутствие какой бы то ни было визитной карточки. Мне всегда представлялось интересным, что на ней у этих волшебников могло бы быть написано. Духовный психолог? Духовный учитель человечества? Академик магии, магистр духовности, член-корреспондент общества анонимных целителей, доктор энергоинформационных наук? Характерно, что в своих рекламных буклетах, на сайтах и форумах именно так они себя и величают. Ничуть не смущаясь. И это еще цветочки…

Следующая примета вора и самозванца – претенциозность и величие. Он всегда Мастер. Основоположник нового направления. Создатель учения. На вопрос о числе учеников и последователей такового научного направления хранит гордое молчание. При этом легко объяснит, чем его направление превосходит все прочие. О коих, естественно, имеет крайне отдаленное представление. Да ведь оно и ни к чему ему. Не должно духовному лицу и лидеру всего духовного человечества забивать себе голову пустяками.

Особая примета духовидца – уникальное сочетание призывов к культуре и полного отсутствия таковой у себя. Проявляется оно и в мелочах, как то неумение следить за собой, одеваться, пользоваться дезодорантом и зубной щеткой, равно как и ножом и вилкой за обедом. И разумеется, по-крупному, поскольку предполагает абсолютное невежество практически во всех вопросах истории, культурологи, сравнительного религиоведения, не говоря уж о точных науках. Поскольку знание способствует осмотрительности, его и не надо.

Отсутствие знаний заменяется претензией на владение Истиной, за которую выдается собственный развернутый бред. Последний имеет тенденцию к глобализации, и стремится охватить собой весь мир. В причудливую «теорию всего» вяжется всякое лыко. Все это обычно сопровождается агрессией и нетерпимостью «духовного психолога» к инакомыслию. Еще большую злобу, переходящую в истерику, вызывает у него вид чужого успеха. Для него все хорошее есть порождение темных сил. С чем духовный целитель и не устает бороться.

Возможно и правда, что дух веет где хочет, но в некоторые «духовные места» он похоже никогда не заглядывал. Вероятно, эти места и являются той самой духовной задницей мироздания, о которой предупреждали древние мистики. И расположены эти места не в воображаемых подземных преисподнях или недрах далеких звезд, но в голове самого самозваного «духовного лица». Там он и варится в собственном соку на огне, увлекая за собой многих реально страдающих и нуждающихся в помощи людей. А жаль…


Что интересного на портале?