Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /4

Гл.3 / 3.9. Формирование способности ПКБ в онтогенезе /4

Раннее детство и дошкольный возраст. Миелинизация нервных волокон (завершается к концу второго года жизни ребенка) связывается Крушинским Л.В. с развитием способности к экстраполяции (собственно – прогнозирующее поведение). Продолжается складывание сложных антиципирующих схем и перцептивных гипотез. К периоду 1,5 года ребенок способен прогнозировать вес предметов, которые он еще не держал в руках. В 3-4 года дети с удовольствием совершают, казалось бы, бесцельные пробы, удивляются и радуются неожиданным сочетаниям, узнавая в них знакомые объекты, или наоборот, переживают с удивлением, что не могут опознать получившееся. Происходит определенная адаптация, «притирка» механизма принятия решений и эмоциональных реакций (от сбора информации нейронами-детекторами до ощутимой разницы между вариантами, которая анализируется нейронами-интеграторами), своеобразная тренировка эмоциональной и рациональной систем принятия решения, планирования и оценки деятельности – на основе антиципационных и репрезентативных процессов. Преодолевается разрыв в способности выполнить действие, существующий между перцептивным поиском и ожиданием (внутренней репрезентацией – образом достижения). Усваивается еще одно из наиболее значимых достижений человека – система счета, что, видимо определенным образом связано с развитием способности конструирования до высокой степени - ни животные, ни дети до 4-5 лет не владеют понятием числа как концепта, хотя определенные способности ложатся в эволюционную основу данного механизма [360; 620]. В 4-5 лет появляется наглядно-образное мышление, целиком задействующее процессы конструирования образа достижения – антиципация на уровне представлений [77; 312]. В экспериментах Н.Е. Вераксы с детьми 2-5 лет (выяснялось, насколько дети способны предвосхитить ситуацию с падающими фигурками и построить образ будущего), выяснилось, что «построение адекватного предвосхищающего образа связано с теми представлениями, которые уже имеются у ребенка, или со способностью ребенка объединять имеющиеся представления в определенные комплексы». Такие упражнения как «Прохождение лабиринта» в возрасте 3-6 лет являются наиболее развивающими для способности перспективного предвидения. К возрасту 4-6 лет относятся «хитрые» вероятностные вопросы, которые продолжают тревожить некоторых изобретателей и в зрелом возрасте, такие как «что будет, если дом построить наоборот», «если бы собаки мяукали» и т.п. В этих вопросах человек готовит переход своей способности конструирования будущего от внутреннего плана к внешнему – к социальному конструированию – с помощью обсуждения и совместной деятельности.

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru

Поделиться:


2017-02-02
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?