Гипнотизм в науке и за ее пределами

Явления, принятые сегодня называть гипнотическими, известны человечеству с древнейших времен. Исторически принято выделять три основных периода развития гипнотизма – религиозно-мистический, метафизический и научный. В наши дни можно встретить самые разные формы гипноза, причем не только те, которые базируются на научной основе, применяемые психотерапевтами, но и характерные для донаучных эпох, основанные на вере в сверхъестественное [6, 8, 15]. Эти формы порой сосуществуют даже в рамках одного локального социума, конкурируя и взаимно проникая друг в друга.

Научная гипнология берет свое начало с середины XIX века, однако практическое применение гипноза имеет многовековую историю [12, 15]. В древние времена и средневековье гипнотические практики существовали в основном в виде магических ритуалов, опирающихся на мифологию и религию. Этот период пронизан верованиями в существование сверхъестественных сил и особых людей, отмеченных этими силами. Жрецы, колдуны, маги, заклинатели, изгоняли нечистую силу, снимали порчу, успокаивали одержимых и творили различные загадочные, с обывательской точки зрения, "чудеса" [2, 6, 7, 12].

Одной из наиболее архаичных религиозно-мистических практик, доживших до сегодняшнего дня, является шаманизм. В его основе лежат анимистические верования в способность шамана вступать в контакт с потусторонним "миром духов" во время камлания (шаманского обряда). Шаман, посредством монотонных ударов в бубен, пения, танца, приводит себя в экстатическое состояние, в котором начинает галлюцинировать, озвучивать "волю духов" и проводить различные лечебные манипуляции, внушая суеверный страх и надежду соплеменникам. На этом фоне у участников обряда нередко происходит феномен т.н. "исцеления верой" [11, 15, 20].

Первые попытки научного осмысления гипноза связаны с метафизическими теориями "животного магнетизма" и, главным образом, с именами Парацельса (XVI в.) и Ф.А. Месмера (XVIII в.). Парацельс искал лечебные свойства у магнитов, рассуждая так, что подобно тому как магнит притягивает железо, точно также он способен вытянуть и болезнь из тела человека, что нередко и приводило к успеху, но безусловно, по совершенно иным причинам. Месмер же отказался от лечения магнитами и провозгласил, что исцеления происходят вследствие влияния невидимого тока – флюида (лат. fluidus - текучий), которым в разном количестве наполнены все живые и неживые объекты во Вселенной, а в особой мере им обладают магнетизеры, в частности он сам [6, 19]. Целью магнетического лечения было создание у пациентов конвульсивного криза, после которого у многих и наступало избавление от страданий. Деятельность Месмера носила массовый характер, он проводил групповые сеансы и слава его стала столь велика, что достигла королевского двора. В 1784 году Французской Академией Наук была создана специальная комиссия по исследованию его опытов, результаты экспертизы которой не подтвердили существования пресловутого флюида и было вынесено заключение, что природа демонстрируемых им явлений обусловлена действием трех факторов: воображения, подражания (копирования поведения) и прикосновений (пассов) [3, 10]. В те же годы ученик Месмера А. де Пюисегюр случайным образом совершил открытие искусственного сомнамбулизма (самой глубокой гипнотической стадии), однако в саму, уже развенчанную магнитно-флюидную теорию, преобразований не внес [19].

Поворотным событием в истории гипнотизма считается выход в свет книги английского офтальмолога Дж. Бреда "Нейрогипнология" (1843г.). Введенный им термин "гипноз" (греч. hypnos – сон), изначально означал состояние нервного сна, возникающего при длительной фиксации взгляда на блестящем предмете. Бред демистифицировал животный магнетизм и вековые суеверия, впервые обосновав, что эти явления обусловлены не влиянием высших сил или флюидов, а функциональными изменениями в нервной системе пациента [2, 7, 10, 19].

Более глубокое изучение гипноза было проведено во Франции в 1880-х годах. Этот период вошел в историю как "золотой век гипнотизма". Именно тогда были сделаны основные открытия, накоплен и освещен значительный эмпирический материал в этой области [18]. Благодаря исследованиям Ж.-М Шарко, Французская академия наук в 1882 году официально признала гипнотическое внушение лечебным средством, а И. Бернгеймом была разработана т.н. "доктрина суггестии", которая, по мнению американского исследователя гипнотизма А. Вейценхоффера стала фундаментом гипнологии всего XX столетия [17].

Академик В.М. Бехтерев – отец русского гипноза. Его трудами и трудами его учеников гипноз занял прочное место в науке и психотерапевтической практике нашего отечества. В работах старейшины физиологов мира И.П. Павлова гипноз впервые в мире получил физиологическое обоснование [9]. Им были открыты механизмы высшей нервной деятельности, после чего стало возможным понимание сущности гипнотического состояния и влияния слова на человека [10, 12]. Вершиной исследований в области гипнотизма в советскую эпоху явилась фундаментальная монография К.И. Платонова "Слово как физиологический и лечебный фактор", в которой собран и обобщен более чем пятидесятилетний опыт (1910 – 1962) исследовательской и терапевтической работы большого научного коллектива [10]. Дальнейшее развитие идеи Бехтерева и Павлова, особенно в части их практического приложения, получили в работах И.З. Вельвовского, К.М. Дубровского, И.П. Буля, А.П. Слободяника, Е.С. Рожнова, А.Р. Довженко, В.Г. Евтушенко и др., ныне ставших классиками отечественной гипнологии [1, 4, 5, 7, 13, 14, 16].

Несмотря на многолетние достижения науки в области психотерпии, сегодня продолжают существовать различные донаучные и вненаучные формы гипнотизации – религиозные, мистические, эзотерические и пр. С одной стороны, это несомненно свидетельствует о недостаточном психологическом просвещении народных масс, но с другой, подобные явления говорят о существовании ряда актуальных социально-психологических функций, которые еще не вошли в компетенцию психологии и психотерапии, а потенциал гипнотизма, в широком смысле этого термина, остается недостаточно изученным. На наш взгляд, необходимо самое пристальное сосредоточение исследовательского внимания научной общественности в данной области с целью дальнейшего функционального расширения психотерапии как социального института.

Список использованной литературы

1. Артемчук А.Ф., Абрамов Э.М. Феномен доктора Довженко. Харьков: Плеяда, 2008. 416 с.

2. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение. СПб.: Вестник Знания, 1911. 60 с.

3. Бине А., Фере Ш.С. Животный магнетизм. Спб: изд. А.С. Суворина, 1890. 408 с.

4. Психопрофилактика болей в родах: лекции для врачей-акушеров / И.З. Вельвовский [и др.]. Л.: Медгиз, 1954. 290 с.

5. Буль П.И. Основы психотерапии. Л.: Медицина, 1974. 310 с.

6. Варшавский К.М. Гипносуггестивная психотерапия. Л.: Медицина, 1973. 192 с.

7. Евтушенко В.Г. Методы современной гипнотерапии. М.: Психотерапия, 2010. 384 с.

8. Евтушенко В.Г. Энциклопедия гипнотичеких техник. М.: Психотерапия, 2005. 400 с.

9. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: АН СССР, 1949. 476 с.

10. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И.П. Павлова: монография. 3-е езд., с некоторыми доп. и изм. М.: Медгиз, 1962. 532 с.

11. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.

12. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. 3 изд., доп . и перераб. СПб.: Питер, 2006. 943 с.

13. Психотерапия в клинической практике: учеб. пособие / И.З Вельвовский [и др.]. Киев: Здоров’я, 1984. 160 с.

14. Рожнов В.Е. Гипноз в медицине. М.: Медгиз, 1954. 118с.

15. Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Гипноз от древности до наших дней. М.: Сов. Россия, 1987. 304 с.

16. Слободяник А.П. Психотерапия. Внушение. Гипноз. Изд. 3-е, испр. и доп. Киев: Здоров’я, 197. 480 с.

17. Тукаев Р.Д. Механизмы и методы клинической гипнотерапии. М.: Медицинское информационное агентство, 2006. 448 с.

18. Шерток Л. Гипноз. М.: Медицина, 1992. 224 с.

19. Шойфет М.С. Нераскрытые тайны гипноза. М.: Рипол Классик, 2006. 608 с.

20. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академический проект, 2014. 399 с. 

Машкин Константин