Формирование женского стиля поведения у старшеклассниц как одна из форм профилактики агрессивности

В настоящее время сложилось несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные девиации:

  • во-первых, это очевидная и всё более усиливающаяся маскулинизация девочек и феминизация мальчиков;
  • во-вторых, появление всё большего числа крайних, нежелательных форм поведения подростков-старшеклассников: тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и жестокость, агрессивность;
  • в-третьих, обострение проблемы одиночества в молодом возрасте и нестабильность супружеских отношений в молодых семьях.

Наиболее остро всё это проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье), и в школе. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения, является освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля, способствующего росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Неверно понятые идеалы, навязанные современным «обществом выживания» стереотипы, заставили, например, женщину отстаивать и добиваться для самой себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Исторически сложилось, что русские женщины в большей степени, чем западные, стремились не только по физическим параметрам догнать мужчин (печально знаменитая когда-то реклама на ТВ, где женщины преклонного возраста в оранжевых жилетах рабочих – путейцев укладывают железнодорожные шпалы, никому, кроме иностранцев, не казалась в то время шокирующей), но и перенять мужской тип поведения, освоить мужское отношение к миру. Нынешние старшеклассницы при личных беседах называют желательными у женщин такие черты как мужественность, целеустремлённость, физическую силу, независимость, уверенность в себе, активность, способность «дать сдачи». Эти черты (традиционно являющиеся мужскими), будучи сами по себе весьма достойными, явно доминируют над традиционно женскими.

Процесс феминизации мужского пола и маскулинизации женского пола широко затронул все стороны нашей жизни, но особенно ярко проявляется в современной семье, где дети и осваивают свои роли. Свои первые знания о моделях агрессивного поведения они приобретают тоже в семье. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В школе же этот процесс только усугубляется:

  • девочки уже младших классов опережают в своём развитии мальчиков в среднем на 2,5 года и не могут видеть в последних своих защитников, поэтому демонстрируют по отношению к ним дискриминационный характер отношений. Наблюдения последних лет позволяют заметить, что всё чаще девочки отзываются о своих сверстниках в таких словах, как «придурки» или «лохи», совершают агрессивные нападения на одноклассников. Обычным явлением стали жалобы родителей мальчиков на то, что их детей обижают и бьют девочки в школе, что в свою очередь порождает защитный тип поведения мальчиков, ведущий к углублению межличностных конфликтов, дающий возможность проявлять взаимную вербальную или физическую агрессию;
  • основную воспитательную нагрузку в семье в наше время чаще всего несёт женщина, используя при этом также силовые методы воспитательного воздействия на детей (наблюдения при посещении родительских собраний в школе показали, что присутствие на них отцов - явление крайне редкое);
  • педагогические коллективы наших школ состоят в основном из женщин, чаще вынужденных, сами того не желая, чтобы быть успешными педагогами брать на себя и мужскую роль (твёрдая рука).

Таким образом, и происходит усвоение девочками мужского «силового» стиля разрешения конфликтов, создающего в дальнейшем благодатную почву для девиантного поведения. В подростковом возрасте социальные отклонения агрессивной ориентации продолжают нарастать и проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои), причём сфера силового вмешательства девочек – подростков выходит за рамки школьного класса, что обусловлено возрастными особенностями. Вместе с процессом освоения новых социальных ролей девочки – старшеклассницы осваивают и новые способы выяснения межличностных отношений. В статистике подростковых драк всё чаще фигурантами становятся девочки, причём побудительным мотивом таких драк, по словам самих участниц, является защита их собственной чести и достоинства от наговоров и клеветы своих когда-то близких подруг.

Мы имеем дело с неверно усвоенными половыми ролями. Существует такое понятие, как социальная половая роль, то есть та роль, которую люди проигрывают каждый день как мужчины и женщины. Эта роль определяет общественные представления, связанные с культурными моральными особенностями общества. От того, насколько верно девочки-подростки усвоят образцы поведения, свойственные женскому полу: гибкость, терпение, мудрость, осторожность, хитрость и мягкость зависит уверенность в общении со своим и противоположным полом, женская уверенность в себе. От этого зависит, насколько счастливо сложатся отношения в её будущей семье, насколько здоров будет её ребёнок, так как представление о мужественности-женственности может стать нравственным регулятором её поведения.

Несомненно, что работа по формированию фемининного стиля поведения у старшеклассниц имеет большое значение для школы и для общества в целом, так как помогает «растущему человеку» обрести свое «подлинное «Я», адаптироваться в жизни, реализовать свое чувство зрелости и найти свое место в системе человеческих отношений.

Библиографический список

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды.- М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.
  2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.- М.: Просвещение,1988.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.,1999.
  4. Волков Б.С. Психология подростка. – 3-е изд., исправл. И доп. – М.: Педагогическое общество России,2001.
  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб.:Северо – Запад,1994.
  6. Олифиренко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И. , Быков А. В., Инновации в работе специалистов социально- психологических учреждений. – М.: Полиграф сервис,2001.
  7. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии, 1996. № 6.
  8. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьёй. – М.: Дрофа,2007.

Что интересного на портале?