Физиология страха

Физиология страха

 

Изучение физиологии и нейрохимии страха позволило лучше понять биологические механизмы поведения человека. Но на его жизнедеятельность накладывается множество социальных и культурных установок, в свете которых генетически запрограммированные инстинкты теряют свое приспособительное значение или даже мешают жить. В этом плане страх, запускающий реакции борьбы или бегства, которые хорошо проявили себя в период биологической эволюции, оказывается совершенно неадекватным современной жизни. Поэтому отрицательное значение страха проявляется значительно шире, чем положительное. Он может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу. Страх сковывает активность человека, в отдельных случаях буквально парализует его, а хроническое состояние тревоги и страха приводит к различным болезням. Однако первоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции как защита организма от всевозможных опасностей первобытной жизни. Позже, когда человек построил вокруг себя новую среду обитания (как техногенную, так и социальную), реакция страха во многих случаях перестала быть адекватной обстоятельствам. Согласно мнению антропологов, формирование человека закончилось примерно 40 - 50 тыс. лет назад. Описывая предков человека, И. П. Павлов писал: «Их нервная деятельность выражалась в совершенно определенных деловых отношениях с внешней природой, с другими животными и всегда выражалась в работе мускульной системы. Им приходилось либо бежать от врага, либо бороться с ним»[1]. Поэтому неудивительно, что в результате естественного отбора страх стал запускать в организме человека вполне определенные реакции, способствующие в первую очередь улучшению кровоснабжения мышц и мобилизации энергетических ресурсов организма.

С этой точки зрения становится понятной эволюционно закрепленная в наших реакциях положительная роль страха для организма. Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Побледнение кожных покровов и холодок «под ложечкой» при испуге относятся к эффектам адреналина: кровь,  необходимая в минуту опасности мышцам, отливает от кожи и желудка[2]. Все остальные реакции, сопровождающие страх у человека и животных, также были изначально полезны: волосы, вставшие дыбом от ужаса на голове, должны были напугать потенциального врага, а так называемая медвежья болезнь уменьшала вес организма и сбивала с толку агрессора.

Во-вторых, страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные события. Изучение воспоминаний раннего детства позволило психологу П. Блонскому утверждать, что особенно хорошо запоминается то, что вызывает страдание и страх, а боль и страдание чаще всего воспроизводятся именно как страх. Анализируя этот феномен, В.К. Вилюнас писал: «Нетрудно видеть целесообразность воспроизведения боли и страдания в виде страха. Страх в отношении предметов, доставивших боль, полезен тем, что побуждает в будущем к избеганию этих предметов; переживание же при этом на основе памяти еще и самой боли просто лишало бы активность избегания всякого смысла»[3]. Н. К. Миллер в экспериментах показал, что животные не только достаточно быстро обучаются избегать ситуаций, вызывающих у них страх, но в подобных условиях могут воспроизводить комплекс соответствующих ему реакций. В его опытах крысы, находившиеся в белом отсеке, получали удары тока до тех пор, пока не обучались открывать дверь в соседний черный отсек. Через некоторое время, когда животных помещали в белый отсек, они проявляли все признаки страха даже при отсутствии болевого раздражителя. С определенными оговорками можно предположить, что крысам «было страшно» в белом отсеке; по крайней мере, налицо были признаки данной эмоции. Таким образом, страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, которое помогает индивиду избегать потенциально опасных ситуаций.

И наконец, третья функция страха. Когда информации недостаточно, чтобы принять всесторонне продуманное решение, страх диктует стратегию поведения. Как считает П. В. Симонов, эта эмоция развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты индивида от угрозы со стороны биологической или социальной среды. Именно в этом случае целесообразно реагировать на расширенный круг сигналов, чья полезность еще не известна. На первый взгляд, такая реакция избыточна и неэкономна, но зато она предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.                                                                           

Рассмотрим влияние страха на организм человека и сделаем определенные выводы.

1.       Непроизвольная эмоциональная реакция на чувство опасности или угрозы характеризуется высоким уровнем возбужденности.

2.       Учащается сердцебиение.

3.       Повышается кровяное давление.

4.       Увеличивается количество сахара в крови (дает энергию)

5.        Повышается кислотность в полости живота (активно усваивается пища).

6.       Усиливается свертываемость крови (уменьшается вред от  ранений).

7.       Больше крови приливает к мускулам (тонус мускулов растет).

8.       Усиливается действие мозговых центров по сознательному контролю за действиями мускулов.

9.       Зрение становится более острым, слух - чутким.

10.   Искажения восприятия могут вызываться указанными выше изменениями функций в организме[4].

Другими словами, у человека активируется нервная система, мобилизующая энергетические ресурсы и перестраивающая деятельность всех систем органов, подготавливая их к физической деятельности.

И если объективно посмотреть на процессы, происходящие в организме при возникновении страха и дающие ему возможности, то можно сделать один, но очень важный вывод: организм мобилизуется, его возможности увеличиваются (кровь бережется, пища быстрее усваивается, силы становится больше и т.д.). Самое главное - знать и понимать, что происходящее является защитной реакцией и повышает возможности человека. Другими словами, человек в идеале должен «брать» эти возможности и использовать, так как у человека есть сознание, благодаря которому он в состоянии себя менять и контролировать.

 


[1] Павлов И.П. Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 1. С. 59.



[2] Ноздрачев А.Д. Физиология вегетативной нервной системы. Л., 1983.



[3] Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.



[4] Организация личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. Авт.-сост. А.И. Чернов: - Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. С. 17.






Что интересного на портале?