В своих статьях в "Золотой лестнице" я систематически обращаюсь к явлению личной силы. Осознавая чрезвычайную важность этого явления для каждого человека, мне показалось интересным и полезным предпринять как теоретическое, так и практическое исследование состояний, характеризующихся личной силой человека. Состояния личной силы – явление приоритетное и весьма желанное. Субъективно каждый человек оценивает такие свои состояния как безусловное благо. Будучи позитивными по знаку и конструктивными по результату, эти состояния вы ступают как самостоятельные ценности для каждого из нас. Можно смело утверждать, что достижение состояния личной силы является важнейшим смыслом и целью особой самостоятельной деятельности субъекта. В ходе своего исследования я пришёл к эмпирическому описанию данного явления, что позволило говорить о феномене личной силы человека
Как же проявляется личная сила? Как мы можем точно знать о наличии или отсутствии личной силы? Каковые эмпирические критерии личной силы? Эти вопросы организуют наш поиск. Мы тем самым стремимся к точной и надёжной информации о личной силе. Нам нужна не просто общая концепция личной силы, но также и эмпирический базис, - информация о личной силе, лишённая всякой мистификации.
В то же время о личной силе человека принято говорить иносказательно, приблизительно и метафорически. Но тогда и процессы формирования, актуализации и использования личной силы тоже становятся «приблизительными», размытыми. Мы не можем контролировать что бы то ни было «в принципе», «вообще». Поскольку мы претендуем на управление процессами формирования, актуализации и использования потенциала личной силы, нам важна определённость и точность в понимании феномена личной силы. Мы стремимся обнаружить такие свидетельства состояния личной силы, которые позволили бы наладить контроль и управление такими состояниями.
Управление силой возможно на основании таких эмпирических её критериев, которые дадут нам возможность намеренно создавать состояние личной силы определённых параметров и гарантированно (в этих параметрах) это состояние сознательно - произвольно и систематически - воспроизводить.
О состоянии личной силы люди говорят, опираясь на определённые переживания. У каждого человека есть субъективные критерии состояния личной силы. И, тем не менее, будучи отражением личных субъективных переживаний, все люди приводят, в общем-то, одинаковый перечень этих критериев. Этот общий для всех перечень субъективных критериев я называю эмпирическими свидетельствами личной силы. Эмпирические свидетельства силы дают примерное представление о самом феномене личной силы. Люди приводят следующие свидетельства:
Для понимания феномена личной силы важно знание контекста востребованности таких состояний. Иначе говоря, в каких случаях – контекстах - эти состояния особенно важны и необходимы. Люди в первую очередь нуждаются в состояниях личной силы в трудных для них ситуациях. Все ситуации, которые субъективно являются трудными, и с которыми мы можем не справиться, я называю тестовыми ситуациями. Более подробную характеристику тестовым ситуациям мы дадим в отдельном разделе (см. с. ... ). Здесь же важно указать, что личная сила человека как раз и проявляет себя именно в тестовых ситуациях. Когда человек справляется с трудностями, неизбежными в этих тестовых ситуациях он обнаруживает личную силу.
На своих семинарах по состояниям личной силы я предлагаю участникам выполнить упражнение, моделирующее одну важную для каждого тестовую ситуацию. Суть его состоит в том, чтобы, обратившись к землянам, сделать важное сообщение. Время такого маленького, но очень важного выступления перед жителями всей планеты равно одной минуте. Ситуация хоть и игровая, виртуальная, но весьма волнительная. Волнуясь, участники семинара характерным для себя образом переживают эту ситуацию. Многие отмечают, что качество выступления от этого сильно снижается. Однако, те немногие, которые справляются с волнением, отмечают существенное по сравнению с обычным состоянием (без волнения) улучшение качества выступления. Возникает воодушевление и выступающего как бы подхватывает какой-то поток энергии.
Я прошу обратить внимание участников на ощущения, которые возникают в теле в момент выступления. Нужно отметить ощущения, которые соответствуют воодушевлению и позитивному настрою и ощущения, которые мешают свободно и творчески говорить перед такой «представительной аудиторией. На первую группу ощущений оратор опирается в своём превосходном выступлении. Вторая группа телесных ощущений, будучи дискомфортной, невольно привлекает и тем самым фиксирует внимание оратора. В силу этого качество выступления снижается: выступающий не может уделить полностью внимание предмету выступления. При этом также ещё возникает и дефицит энергии; энергия, которая могла бы быть задействована для выступления, теперь используется для поддержания негативных ощущений, связанных с чрезмерным волнением.
Наблюдения за реакциями человека на другие – самые разные тестовые ситуации дают полное основание для вывода об универсальности этого механизма, о наличии определённое закономерности. Мне представляется, что для всех случаев справедливой оказывается следующая закономерность: во всех тестовых ситуациях обязательно возникают телесные (мышечные) напряжения, отражающие значимость этой ситуации для человека. Напряжения в теле возникают вследствие первичной (филогенетически обусловленной) инстинктивной оценки ситуации как угрожающей (инстинкт выживания, самосохранения). Субъективно это переживается как трудности. Если человек справляется с тестовой ситуацией, то происходит её переоценка: напряжения в теле, связанные с первичной (инстинктивно обусловленной) оценкой трансформируются в ощущения поддержки и воодушевления. Возникает эффект синергии, - человека получает дополнительную энергию.
Если же человек не справляется с трудностями тестовых ситуаций, то происходит неизбежный "раскол внимания". Внимание удерживается как собственно негативными ощущениями – с одной стороны, так и необходимостью осуществления активности, связанного с задачей ситуации, - с другой стороны. Очевидно, что ухудшение качества действий определяется как информационным обеднением (снижение чувствительности к предмету – содержанию и условиям задачи), так и заметным снижением концентрации внимания на самой задаче (отвлечение внимания от задачи за счёт невольного его привлечения к переживаниям негативных телесных ощущений).
Любопытно, что ощущения как поддерживающие, так и препятствующие качественному поведению, локализуются преимущественно в тех участках тела, которые в соответствии с индусской традицией называются чакрами. Чакра – это определённый "энергетический центр". В переводе с санскрита слово «чакра» означает «колесо».
По характеру ощущений можно иметь надёжный показатель состояния энергетики и особенностей личной силы человека. Если ощущения в соответствующем центре положительные, то чакра активирована и человек опирается на эту энергию (конструктивно – с пользой для результата и с удовольствием). Если ощущения негативные, неприятные, то они свидетельствуют о мышечных зажимах и тем самым - энергетических блоках. И поэтому не хватает энергии для конструктивного поведения в тестовой ситуации – эта энергия блокируется в соответствующих участках тела в мышечных зажимах.
В силу вышесказанного, телесные ощущения в основных энергетических центрах – чакрах - в совокупности характеризуют так называемый энергетический статус человека. Этот статус определяет количественные и качественные характеристики обеспеченности человека энергией для конструктивного поведения в тестовых ситуациях. Энергетический статус человека проявляется в конкретных состояниях. Поэтому эмпирически более оправдано говорить об энергетическом статусе того или иного состояния человека.
Энергетический статус человека – рабочая категория, смысл введения которой я вижу в описании основных характеристик состояния человека в том, чтобы сфокусировать исследовательское внимание именно на функциональности, потенциальности – «энергетичности». Проще говоря, любое состояние человека можно выразить через шкалу «функциональность – дисфункциональность». Это есть описание некой актуальной возможности человека, заложенной в том или ином его состоянии в данный момент выполнить определённую работу и достичь желаемого результата. Человек либо может, либо не может в некий определённый момент конструктивно действовать и справляться с трудностями тестовой ситуации. У него либо есть потенциал для этого, либо его нет. Фактически в каждом своём состоянии мы либо имеем доступ к личной силе, либо нет!
Введение понятия энергетического статуса позволит понять, как именно энергетически организовано то или иное состояние человека. То есть, в это понятие входит интенсивность переживания, внутренний темп (скорость протекания психических процессов и моторики в определенной ситуации), модальность или качество состояния, его знак. Исследуя энергетический статус того или иного состояния человека, важно выявить "архитектонику" телесных ощущений. Осознавая структуру ощущений, характеризующих то или иное состояние, мы этим состоянием можем научиться управлять.
Для того, чтобы управлять своими состояниями необходимо "всего лишь" (!) научиться менять ощущения, которые характеризуют дефицит энергии и силы, на ощущения силы. Тому, чтобы научиться легко быстро и даже спонтанно менять одни (нежелательные) ощущения на другие (желательные) посвящены практически все психологические, эзотерические и даже религиозные практики. Скажем, йога или ци-гун. О закономерностях управления людьми своими состояниями через сознательное изменение ощущений мы поговорим в следующих статьях.
Как же проявляется личная сила? Как мы можем точно знать о наличии или отсутствии личной силы? Каковые эмпирические критерии личной силы? Эти вопросы организуют наш поиск. Мы тем самым стремимся к точной и надёжной информации о личной силе. Нам нужна не просто общая концепция личной силы, но также и эмпирический базис, - информация о личной силе, лишённая всякой мистификации.
В то же время о личной силе человека принято говорить иносказательно, приблизительно и метафорически. Но тогда и процессы формирования, актуализации и использования личной силы тоже становятся «приблизительными», размытыми. Мы не можем контролировать что бы то ни было «в принципе», «вообще». Поскольку мы претендуем на управление процессами формирования, актуализации и использования потенциала личной силы, нам важна определённость и точность в понимании феномена личной силы. Мы стремимся обнаружить такие свидетельства состояния личной силы, которые позволили бы наладить контроль и управление такими состояниями.
Управление силой возможно на основании таких эмпирических её критериев, которые дадут нам возможность намеренно создавать состояние личной силы определённых параметров и гарантированно (в этих параметрах) это состояние сознательно - произвольно и систематически - воспроизводить.
О состоянии личной силы люди говорят, опираясь на определённые переживания. У каждого человека есть субъективные критерии состояния личной силы. И, тем не менее, будучи отражением личных субъективных переживаний, все люди приводят, в общем-то, одинаковый перечень этих критериев. Этот общий для всех перечень субъективных критериев я называю эмпирическими свидетельствами личной силы. Эмпирические свидетельства силы дают примерное представление о самом феномене личной силы. Люди приводят следующие свидетельства:
Безграничная уверенность в себе;
Состояние лёгкости;
Свобода от ожиданий и обязательств;
Состояние всемогущества;
Субъектность;
Спонтанность;
Ощущение истинности, подлинности происходящего;
Естественность и аутентичность;
Оптимистичность и позитивность;
Событийный характер происходящего;
Время «здесь и сейчас»
Конструктивность состояния силы.
Удовольствие …
Для понимания феномена личной силы важно знание контекста востребованности таких состояний. Иначе говоря, в каких случаях – контекстах - эти состояния особенно важны и необходимы. Люди в первую очередь нуждаются в состояниях личной силы в трудных для них ситуациях. Все ситуации, которые субъективно являются трудными, и с которыми мы можем не справиться, я называю тестовыми ситуациями. Более подробную характеристику тестовым ситуациям мы дадим в отдельном разделе (см. с. ... ). Здесь же важно указать, что личная сила человека как раз и проявляет себя именно в тестовых ситуациях. Когда человек справляется с трудностями, неизбежными в этих тестовых ситуациях он обнаруживает личную силу.
На своих семинарах по состояниям личной силы я предлагаю участникам выполнить упражнение, моделирующее одну важную для каждого тестовую ситуацию. Суть его состоит в том, чтобы, обратившись к землянам, сделать важное сообщение. Время такого маленького, но очень важного выступления перед жителями всей планеты равно одной минуте. Ситуация хоть и игровая, виртуальная, но весьма волнительная. Волнуясь, участники семинара характерным для себя образом переживают эту ситуацию. Многие отмечают, что качество выступления от этого сильно снижается. Однако, те немногие, которые справляются с волнением, отмечают существенное по сравнению с обычным состоянием (без волнения) улучшение качества выступления. Возникает воодушевление и выступающего как бы подхватывает какой-то поток энергии.
Я прошу обратить внимание участников на ощущения, которые возникают в теле в момент выступления. Нужно отметить ощущения, которые соответствуют воодушевлению и позитивному настрою и ощущения, которые мешают свободно и творчески говорить перед такой «представительной аудиторией. На первую группу ощущений оратор опирается в своём превосходном выступлении. Вторая группа телесных ощущений, будучи дискомфортной, невольно привлекает и тем самым фиксирует внимание оратора. В силу этого качество выступления снижается: выступающий не может уделить полностью внимание предмету выступления. При этом также ещё возникает и дефицит энергии; энергия, которая могла бы быть задействована для выступления, теперь используется для поддержания негативных ощущений, связанных с чрезмерным волнением.
Наблюдения за реакциями человека на другие – самые разные тестовые ситуации дают полное основание для вывода об универсальности этого механизма, о наличии определённое закономерности. Мне представляется, что для всех случаев справедливой оказывается следующая закономерность: во всех тестовых ситуациях обязательно возникают телесные (мышечные) напряжения, отражающие значимость этой ситуации для человека. Напряжения в теле возникают вследствие первичной (филогенетически обусловленной) инстинктивной оценки ситуации как угрожающей (инстинкт выживания, самосохранения). Субъективно это переживается как трудности. Если человек справляется с тестовой ситуацией, то происходит её переоценка: напряжения в теле, связанные с первичной (инстинктивно обусловленной) оценкой трансформируются в ощущения поддержки и воодушевления. Возникает эффект синергии, - человека получает дополнительную энергию.
Если же человек не справляется с трудностями тестовых ситуаций, то происходит неизбежный "раскол внимания". Внимание удерживается как собственно негативными ощущениями – с одной стороны, так и необходимостью осуществления активности, связанного с задачей ситуации, - с другой стороны. Очевидно, что ухудшение качества действий определяется как информационным обеднением (снижение чувствительности к предмету – содержанию и условиям задачи), так и заметным снижением концентрации внимания на самой задаче (отвлечение внимания от задачи за счёт невольного его привлечения к переживаниям негативных телесных ощущений).
Любопытно, что ощущения как поддерживающие, так и препятствующие качественному поведению, локализуются преимущественно в тех участках тела, которые в соответствии с индусской традицией называются чакрами. Чакра – это определённый "энергетический центр". В переводе с санскрита слово «чакра» означает «колесо».
По характеру ощущений можно иметь надёжный показатель состояния энергетики и особенностей личной силы человека. Если ощущения в соответствующем центре положительные, то чакра активирована и человек опирается на эту энергию (конструктивно – с пользой для результата и с удовольствием). Если ощущения негативные, неприятные, то они свидетельствуют о мышечных зажимах и тем самым - энергетических блоках. И поэтому не хватает энергии для конструктивного поведения в тестовой ситуации – эта энергия блокируется в соответствующих участках тела в мышечных зажимах.
В силу вышесказанного, телесные ощущения в основных энергетических центрах – чакрах - в совокупности характеризуют так называемый энергетический статус человека. Этот статус определяет количественные и качественные характеристики обеспеченности человека энергией для конструктивного поведения в тестовых ситуациях. Энергетический статус человека проявляется в конкретных состояниях. Поэтому эмпирически более оправдано говорить об энергетическом статусе того или иного состояния человека.
Энергетический статус человека – рабочая категория, смысл введения которой я вижу в описании основных характеристик состояния человека в том, чтобы сфокусировать исследовательское внимание именно на функциональности, потенциальности – «энергетичности». Проще говоря, любое состояние человека можно выразить через шкалу «функциональность – дисфункциональность». Это есть описание некой актуальной возможности человека, заложенной в том или ином его состоянии в данный момент выполнить определённую работу и достичь желаемого результата. Человек либо может, либо не может в некий определённый момент конструктивно действовать и справляться с трудностями тестовой ситуации. У него либо есть потенциал для этого, либо его нет. Фактически в каждом своём состоянии мы либо имеем доступ к личной силе, либо нет!
Введение понятия энергетического статуса позволит понять, как именно энергетически организовано то или иное состояние человека. То есть, в это понятие входит интенсивность переживания, внутренний темп (скорость протекания психических процессов и моторики в определенной ситуации), модальность или качество состояния, его знак. Исследуя энергетический статус того или иного состояния человека, важно выявить "архитектонику" телесных ощущений. Осознавая структуру ощущений, характеризующих то или иное состояние, мы этим состоянием можем научиться управлять.
Для того, чтобы управлять своими состояниями необходимо "всего лишь" (!) научиться менять ощущения, которые характеризуют дефицит энергии и силы, на ощущения силы. Тому, чтобы научиться легко быстро и даже спонтанно менять одни (нежелательные) ощущения на другие (желательные) посвящены практически все психологические, эзотерические и даже религиозные практики. Скажем, йога или ци-гун. О закономерностях управления людьми своими состояниями через сознательное изменение ощущений мы поговорим в следующих статьях.