Феномен "Ко мне приходят клиенты с такими же как у меня проблемами!"

Очень часто от коллег можно услышать: "Знаешь, последнее время все клиенты приходят с моими же проблемами, так интересно/удивительно!". Например, если психолог находится в процессе развода, ему кажется, что к нему приходит большинство клиентов с запросами связанными с разводами или проблемами в личной жизни. И как только это не называют - коллективным бессознательным, мистикой, правилом психологии и т.п.

Вот мне и стало интересно рассмотреть это явление, которое имеет на самом деле довольно простое объяснение. Это явление давно знакомо ученым и именуется иллюзией частости (frequency illusion) или феноменом Баадера-Майнхоф(Baader-Meinhof phenomenon).

Так каковы же причины этого когнитивного искажения?

Одна из причин, это наивная проверка: человек не рассматривает ситуации, когда нечто привлекло его внимание и было запомнено, но потом не появилось в поле его зрения снова.

Во-вторых, тут имеет место явление под названием «прайминг»: когда мы находимся в процессе развода, мы приобретаем предрасположенность к тому, чтобы обратить внимание на подобные феномены или слова снова.

В-третьих, часто человек просто не учитывает причинно-следственных связей. 

И, в-четвертых, свой вклад в иллюзию частости вносят и подтверждающее искажение, и реконструктивность нашей памяти. Нам хочется верить, что загадочное, мистическое совпадение с нами действительно произошло, и чтобы уверить себя в этом, мы способны непроизвольно, неосознанно подтасовать факты, закрыть глаза на вещи, опровергающие наше предположение, подредактировать свою память о том или ином событии.

Для того, чтобы иметь полную картину, можно сделать несколько вещей: 1. для начала, познакомиться с этим явлением (что вы как раз сделали); 2. проанализировать возникшие идеи и вспомнить остальные случаи (которые не подтверждают эту идею); 3. можно пользоваться, для интереса, письменной фиксацией интересующих явлений и тех, которые выбиваются из общего правила. 

 


Что интересного на портале?