Факторы формирования жизненного сценария в юношеском возрасте

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

FACTORS OF FORMATION OF THE VITAL SCENARIO AT YOUTHFUL AGE

 

Р.Ш. Сулейманов

г. Ставрополь

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к рассмотрению жизненного сценария, а также описываются основные факторы формирования жизненного сценария.

Summary: In article the main approaches to consideration of the vital scenario are considered, and also major factors of formation of the vital scenario are described.

Ключевые слова: жизненный сценарий, самоопределение.

Keywords: life scenario, self-determination.

 

В последнее время у отечественных исследователей возрос интерес к изучению человеческой судьбы и ее составляющих компонентов. Стали создаваться различные теории и концепции, которые стремятся объяснить природу развития человека, а также основные механизмы и факторы, оказывающие формирующее воздействие на его становление и самоактуализацию.

В обществе довольно остро стоит проблема формирования жизненного сценария. Социально-экономические условия влияют на отношение людей к жизненному пространству, в котором они находятся [5].

Окружение, определенная территория проживания, отношения в семье, доминирующие ценности и убеждения, которые прививаются с самого детства, оказывают значимое влияние на дальнейшую судьбу человека, которая строится в соответствии с определенным планом.

Жизненный план, или сценарий есть ни что иное, как совокупность всего того, что человек видит, слышит, чувствует и воспринимает с момента своего появления на свет, поэтому очень важным является ближайшее окружение, которое играет роль проводника в большом и незнакомом для ребенка мире.

Понятие «жизненный сценарий» может включать в себя жизненные события, находящиеся в определенной последовательности, человека формирующегося как личность и деятельностный субъект конкретного исторического контекста, разворачивающийся в определенных возрастных стадиях.

Жизненное самоопределение может представляться в виде некого выбора собственных позиций, оказывающих влияние на внутреннюю активность человека [3].

Жизненный сценарий также можно определить, как некие послания, которые человек получает от родителей, друзей и значимых близких. Эти послания оказывают влияние как на деятельность человека, так и на процесс межличностного взаимодействия [4].

По мнению М.И. Калинина, жизненный сценарий – это выработка собственного характера, своих убеждений и поиск собственного призвания [2]. Выше перечисленные составляющие жизненного пути позволяет человеку выражать свои стремления и диагностировать удовлетворенность ожиданий от тех или иных событий.

Э. Берн говорил о важности физических прикосновений как для младенцев, так и для взрослых. Наличие или отсутствие физического контакта влияет на психологическое состояние человека, а значит играет не мало важную роль в формировании жизненного сценария. Эта значимость довольно четко отражена в «народной мудрости»: «Если тебя не галдят по головке, то у тебя спинной мозг высыхает»[1].

Жизненная стратегия является сугубо индивидуальной и имеет собственные отличительные черты. Для одних людей становится возможным довольно быстро сформировать ключевую линию  своей жизни, в то время как другие могут потратить на это большую часть от отведенного им времени.

Жизненный сценарий личности может отражать структуру общественных норм, правил и идеалов, которые с самого детства интегрируются в сознание человека. Носителями выше перечисленных ценностей являются, в первую очередь, наши родители. От них мы получаем общее представление о мире и о других людях, а также о тех правилах, на которые можно опираться в процессе жизнедеятельности.

Воплощение жизненного сценария позволяет человеку повысить качество жизни, поскольку появляется возможность взять на себя в полной мере ответственность за происходящие события и по необходимости корректировать их, в соответствии со своими потребностями и имеющимися возможностями.

Наполненность жизненного сценария зависит от индивидуального отношения человека к жизни, наличия успехов и неудач, что позволяет определять дальнейшую направленность развития с учетом ориентиров, которые человек выбирает исходя из личных особенностей его истории и представлений о приемлемом будущем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизненный сценарий начинает конструироваться с момента нашего рождения, и продолжает формироваться и развертываться в течение всей жизни. Факторы, которые влияют на содержание сценария, весьма многообразны: родительские установки, значимые отношения с другими людьми, потери, стрессовые ситуации и т.д. Но главным режиссером и сценаристом является сам человек.

 

 

Список литературы:

 

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М. : Эксмо, 2015. – 576 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. - 369 с.
  3. Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/491-grishina17.html. (Дата обращения: 16.11.2015).
  4. Губарева Л. А. Зависимость ведущего жизненного сценария от отношения к смерти. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/491-grishina17.html.  (Дата обращения: 16.11.2015).
  5. Кривцова Е.В. Исследование ценностного самоопределения личности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. –№.2. – С. 77-81.

 








Что интересного на портале?