Есть ли границы у "пограничников"?

 



За последние несколько месяцев ко мне на прием пришли ни много ни мало, а восемь, семей с примерно одинаковыми проблемами, связанными с детьми. Из всех детей, таковыми можно назвать лишь двух человек подросткового возраста, остальные дети, были в возрасте от 22 до 35 лет. Все пришли с родителями, точнее родители пришли с ними к психологу.

Такие встречи, как правило, начинаются с бурного высказывания родителей о том, что их беспокоит в жизни собственного ребенка. Обсуждение бывает жарким с открытыми обвинениями и призывами к действию, но все это обычно мало беспокоит самого «виновника торжества». Беспокойство выражают в основном родители.

Проблемы которые беспокоят родителей. 

Случай первый. Возмущенные родители жалуются на то, что их «ребенок» совершенно потерялся, все время находится в поисках себя, не работает, не учится, не знает что хочет в жизни, куда-то уезжает все время, выпивает, не брезгует наркотиками и так далее. Сам ребенок вяло отвечает на некоторые гневные вопросы родителей, но понять его объяснения сложно, так как он не держит логическую цепочку своих объяснений. Призыв родителей к тому, чтобы психолог поговорил с ним, тоже ничего не проясняет. Речь его расплывчата и лишена смыслового наполнения.
Другой случай. Мама привела своего взрослого «ребенка», чтобы уладить конфликт между ними. Конфликт основан на требованиях ее дитя, что бы она была матерью для своего ребенка, а не жила своей жизнью, на которую, по его мнению, она не имеет самостоятельного права, а только с его позволения, когда он посчитает это целесообразным. Всю заботу о ней он может и хочет взять на себя, и устроит ее жизнь так как сам того пожелает.
Третий случай. Ребенок средних лет, по взрослым меркам, не работает, говорит, что здоровье ему не позволяет, так как у него доктор установил вегето-сосудистую дистонию. По его словам, то что он помогает бабушке по хозяйству, вежлив и заботлив, не пьет, не курит, совершенно достаточно для полноценной жизни, работать он не может, потому, что ему тяжело найти работу с таким заболеванием. Мама понимает его положение, но содержать его ей трудно.
Другие случаи с подростками. Подростки в возрасте 16-18 лет оказались на приеме у психолога, по причинам недовольства родителей их поведением, эмоциональным состоянием, отсутствием какой-либо мотивации к жизни. Сами подростки вяло или агрессивно обвиняли весь мир в его не совершенстве, оценивали всех людей как скучных и неинтересных, переживали о том, что они, особенные, и что они  "не такие как все" будут делать в жизни, и для чего, вообще им жить. Они хотят править миром, или пусть мир оставит их в покое, но и в том, и в другом случае, они чувствуют себя весьма неуютно.

Нет необходимости описывать остальные случаи, они очень похожи друг на друга, с разницей лишь в возрасте «детей» и небольших различий в самих проблемах. Вот об одном сходстве следует упомянуть обязательно: все без исключения родители имели одну единственную цель, достучаться до своего ребенка и сделать так чтобы они, стали такими же как все.

Кто они дети – «пограничники»?

Пограничное расстройство у детей и подростков, диагностируется трудно, потому что многие симптомы, которые можно отнести к пограничному расстройству личности, в процессе развития ребенка могут развиваться сразу в несколько расстройств, и многие из них не вызывают у родителей особой тревоги. Расстройство может быть диагностировано в подростковом и раннем взрослом возрасте, но это бывает в особых случаях, когда форма заболевания и признаки поведенческих проблем становятся очевидной.

Симптомы пограничных расстройств у детей.

У некоторых детей бывают симптомы, которые очень похожи на пограничное расстройство, таких как у подростков и взрослых. Многие родители, вспоминая детство своих взрослых «пограничников», иногда отмечают, что некоторые особенности были видны уже в первый год жизни ребенка. Младенцы много плакали, мало пребывали в хорошем настроении, имели сниженную способность испытывать удовольствие, мало спали, их сложно было успокоить, если они были расстроены.

Детские тайны "пограничников".

Раннее детство «пограничников», покрыто тайной, родители рассказывают о их требовательности и пристрастию к особому вниманию к ним. От родителей можно услышать, что он всегда был таким, то настроение менялось, то печаль нападала, то истерики случались по незначительным поводам, что дети были очень чувствительны к критике, легко впадали в гневное состояние. Часто имели трудности во взаимоотношениях в школе, как со сверстниками, так и с учителями. Не один раз приходилось их переводить в разные школы, по причине плохой адаптации и неуживчивости в коллективе.



Некоторые дети испытывали большие трудности в преодолении пространства от дома до школы, любой стресс мог спровоцировать у них симптомы физического характера: спазмы в животе, головные боли, выдергивание небольших прядей волос и даже ресниц.

О пограничных расстройствах детей не много написано статей, а то небольшое количество, которое есть, в основном, в медицинской литературе. Нет четких диагностических критериев выявления пограничных расстройств личности у детей. Взросление таких детей происходит как бы за кадром. Дети есть, а необходимых знаний о них нет.

Пока они дети, с ними пытаются бороться и родители и школа, приводят их то к школьному психологу, то к неврологу, в большинстве своем никуда не приводят, а когда они становятся взрослыми, родители применяют к ним те же воспитательные методы, что и в детстве, но эти методы не работают. Последней надеждой становится психолог, может быть он, поговорит с ними и все изменится, или даст рекомендации как с ним общаться родителям.

Есть ли границы у «пограничников»?

Дело в том, пограничное расстройство личности не имеет статуса заболевания. До сих пор многие специалисты в области психического здоровья не считают, что пограничное расстройство можно вообще считать правильными диагнозом, из-за путаницы отличительных симптомов расстройства.

У нас нет достаточного количества специалистов, способных по описанным симптомам диагностировать пограничное расстройство личности. 

Психиатры, работающие в поликлиниках, как в детских, так и во взрослых, в лучшем случае возьмут на себя ответственность разграничить норму и патологию.

«Погранички» ни туда, ни туда не попадают, и могут сами вольно трактовать свое состояние, кто-то будет считать себя непризнанным больным, а кому-то выгодно быть здоровым, но свободным, причем от всего от общества, родных и близких, работы и так далее. 

К чему это приводит?

Это приводит к тому, что родители «пограничников» не знают, что происходит с их ребенком. Пока дети были маленькими, они худо-бедно, справлялись с возникающими трудностями, в надежде, что ребенок вырастет, поумнеет и все будет хорошо. Редкие и вынужденные посещения различного рода специалистов, не давали никаких результатов. Или же ребенку ставили ошибочный диагноз, который обычно сопровождался многолетним неэффективным лечением, приводящим к нарастающему разочарованию членов семей «пограничников», а также к снижению надежды на будущее. 

На сегодняшний день, вроде бы намечаются некоторые положительные тенденции в сторону определения пограничного состояния у детей и взрослых, на ранних этапах их развития, но эти тенденции пока только намечаются. Детей с подобными нарушениями с каждым годом становится все больше и больше. Мало того, уже выросло не одно поколение взрослых людей, которые не знают границ своего состояния, к чему отнести свое поведение, эмоциональные реакции, к норме или патологии.  

Следующей семье, которая непременно придет на консультацию, со своим взрослым ребенком «пограничником», мне придется сказать, что решение этой проблемы за гранью компетенции психолога, что помощь психолога больше нужна родителям, особенно в изменении своего отношения к ребенку и желанию привести его в норму. Ребенку сейчас нужен другой специалист.

Возможно, многие психологи со мной не согласятся, может быть ими будут предложены различные методы психотерапии "пограничнику". Но у самих "пограничников" мотивация к изменению почти на нуле, так как причины их специфического расстройства находятся в трех фазах: химическом и генетическом нарушении в головном мозге, а так же психоэмоциональных травм перенесенных в раннем детстве. 

На мой взгляд, психолог нужен был гораздо раньше, когда были видны первые признаки расстройств личности у ребенка. Нужен он был в первую очередь и родителям, чтобы подсказать, научить взаимодействию с таким ребенком, увидеть в нем особенности его личности, которые можно превратить в плюсы и развивать эти способности, не делая акцента на других его особенностях.

Вероятно работа с психоэоциональными травмами в детстве могла помочь ребенку не уходить за границы нездоровья. Своевременно оказанная помощь родителям, так же могла сгладить симптоматику пограничного состояния психического здоровья ребенка, так как большое влияние на формирование пограничных расстройств у ребенка оказывает, именно, малая социальная группа- СЕМЬЯ. 


Что интересного на портале?