Чтобы начать справляться с проблемой, нужно, по крайней мере, знать о ее наличии. Хорошо, если ребенок прямо заявляет нам «Я боюсь», но ведь очень часто страхи существуют, но остаются невысказанными.
Иногда ребенок может не говорить о страхе, потому что сам не очень хорошо осознает его наличие. Это может быть связано с возрастными особенностями: маленькие дети обладают еще не развитой рефлексией, то есть способностью осознавать и проговаривать то, что происходит у них в голове. А иногда и гораздо более взрослые дети не понимают, что существует определенный страх, мешающий им чувствовать себя комфортно в каких-то ситуациях. Очень часто страхи «прячутся», «маскируются» за совсем другие проблемы: лень, нежелание что-то делать, даже симптомы физических недомоганий.
У Марины (9 лет) в третьем классе начались проблемы со здоровьем. Периодически по утрам, перед школой, у девочки заболевал живот, начиналась рвота, иногда даже поднималась температура. Разнообразные медицинские обследования не смогли выявить причин такого состояния, и врачи предположили, что оно может быть связано с нежеланием Марины ходить в школу. Родители удивлялись, ведь девочка всегда хорошо училась, тщательно готовила домашние задания. Однако потом, когда Марину все же отвели к детскому психологу, результаты тестирования показали, что у нее очень высокий уровень школьной тревожности, которая и проявлялась такими физическими симптомами.
Иногда ребенок прекрасно осознает страх, но не говорит о нем сознательно, так как считает, что он «уже слишком взрослый, чтобы бояться такой ерунды», или «настоящие парни ничего не боятся». Естественно, возникновение такого рода реакций более вероятно в школьном возрасте, когда ребенок изо всех сил старается «держать лицо», особенно перед своими сверстниками.
Конечно, к подобному «сокрытию» страхов скорее будут прибегать дети, которые в детстве часто слышали от родителей: «Ай-ай-ай! Такая большая девочка, а испугалась такой маленькой собачки!», «Немедленно перестань дрожать! Ты же мужчина!» и прочие подобные фразы. Если взрослые осуждают проявления чувств ребенка, в будущем он начнет сам запрещать себе выражение эмоций. Проблема только в том, что если нам страшно, страх все равно есть, организм реагирует на него определенными физиологическими изменениями. Не выражая свои чувства, мы всего лишь загоняем их внутрь, превращаясь в эдакий паровой котел, что совершенно не полезно для нашего здоровья. Поэтому гораздо лучше не запрещать ребенку проявлять эмоции, а обучать его безопасным способам их выражения, разрядки. Например, если ты злишься, пойди и побей диван подушкой. Если тебе страшно, отойди в сторонку и подрожи или покричи.
Очевидно, что то, насколько ребенок готов рассказать вам о своем страхе, зависит и от степени доверия, существующего между вами и от того, как вы обычно реагируете на подобные высказывания. Если ребенка ругают за то, что он боится спать в темноте, проходить мимо большой собаки, играть на экзамене в музыкальной школе, или смеются над его переживаниями, вряд ли он захочет делиться собственными трудностями.
В любом случае, если мы хотим помочь своим детям в преодолении страхов, сначала нужно определить их наличие, даже если ребенок и не заявляет о существовании проблемы прямо.
Прежде всего, о наличии скрытых страхов могут свидетельствовать определенные особенности поведения ребенка:
- избегание определенных ситуаций – может проявляться как у дошкольников («не пойду играть на эту площадку»), так и у детей школьного возраста (например, отказ от участия в спортивных соревнованиях);
- чрезмерное спокойствие, нечувствительность к реальному неблагополучию и даже отрицание его – более характерно для детей школьного возраста (например, у ребенка плохие оценки в школе, а он говорит, что «наплевать, как напишет контрольный диктант»);
- теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т.;
- трудности сосредоточения внимания;
- наличие физических симптомов (головные боли, боли в животе, тошнота, необъяснимые подъемы температуры).
Психологи разработали специальную анкету для родителей дошкольников, заполнив которую можно определить, насколько ребенок подвержен разнообразным страхам.
Ребенок
Да
Нет
1. Не может долго работать, не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о возможных неприятностях
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8. Жалуется, что снятся страшные сны
9. Руки обычно холодные и влажные
10. Нередко бывает расстройство стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слезы
17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе, своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями
Чтобы оценить результаты, суммируйте количество ответов «да». О высокой тревожности ребенка свидетельствует результат в 15 – 20 баллов, средней – 7 – 14 баллов. Если у вас получилось 1 – 6 баллов, то, скорее всего, у ребенка нет слишком большого количества страхов.
Если по результатам анкеты у вашего ребенка высокая тревожность, повнимательнее приглядитесь, как он ведет себя в различных ситуациях. Это очень часто помогает определить, от каких именно страхов страдает ваше чадо. Можно также поговорить с ребенком о его страхах, перечисляя возможные «ужасы» и спрашивая, боится ребенок каждого из названных объектов или нет. Подробнее о том, как это можно сделать, вы прочитаете в главе «Другие страхи». Там приведена и таблица со всеми возможными страхами дошкольников. Не забывайте только, что ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка «Ты боишься волка?» Правильно сформулированный вопрос будет звучать «Ты волка боишься или не боишься?» Если воспользоваться первым вариантом, то можно запросто «подарить» ребенку тот страх, которого до этого у него не было.
Родители младших школьников могут воспользоваться другой анкетой, приведенной ниже. Здесь тоже нужно отметить, характерны для вашего ребенка или нет перечисленные признаки. Может быть, для получения более полной информации вам будет нужно посоветоваться с учителем своего ребенка, попросить его ответить на некоторые вопросы.
ПризнакДаНет
Высказывает нежелание ходить в школу Боится опоздать в школу Не заходит в класс, если опоздал на урок Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах На уроках рассеян Боится потерять школьные принадлежности или испортить их Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами Нет друзей среди одноклассниковПосчитайте общее количество положительных ответов. Если вы насчитали у своего ребенка 5 – 6 и более признаков, скорее всего, у него существует проблема школьных страхов.
Также для получения информации о наличии страхов можно использовать широко применяемый психологами прием «незаконченных предложений». Скажите ребенку примерно следующее: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумываешь, чем оно заканчивается».
Школьникам можно предложить следующий набор предложений:
- Когда я иду в школу…
- На контрольной …
- Когда я отвечаю у доски…
- Если я получу «двойку»…
- Когда учитель задает вопрос, я…
- Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…
- Когда я думаю о школе…
Если ваш сын или дочка еще не доросли до школы, предложения могут быть примерно такими:
- Когда я иду в детский садик…
- Когда вечером я ложусь спать …
- Другие дети в моей группе …
- Больше всего мне не нравится …
- Я бы очень хотел поменьше бояться …
- Когда я вырасту, я никогда не буду …
Естественно, вы легко можете модифицировать и изменять эти предложения, добавлять их в зависимости от конкретных условий жизни вашего ребенка.
Раздумывая над тем, как закончил предложения ваш ребенок, вы можете примерно разделить все ответы на «эмоционально благополучные» и «эмоционально неблагополучные». К «эмоционально-благополучным» ответам относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально-неблагополучные».
Чтобы было понятнее, приведем несколько примеров «благополучных» и «неблагополучных» завершений предложений младшими школьниками.
Предложения«Благополучные ответы»«Неблагополучные ответы»
Когда я иду в школу…
… каждый день
… я иду учиться
… меня все бесит
… не хочу туда идти
На контрольной …
… все решают задания
… я всегда получаю «четверку» или «пятерку», потому что готовлюсь
… люди чувствуют себя дураками
… даже если что-то знаю, сразу забываю
Когда я отвечаю у доски…
… мне потом ставят оценку
… всегда сам прошусь
… все надо мной смеются
… неприятно, как в цирке
Если я получу «двойку»…
… потом исправлю
… ну и что?
… мне обидно, потому что я стараюсь
… меня будут ругать родители и не отпустят гулять
Когда учитель задает вопрос, я…
… отвечаю
… почти на каждом уроке
… хочется залезть под парту
… не люблю отвечать на уроке
Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…
… классно!
… а я с ними вижусь и на каникулах
… думаю: «Ну и уроды!»
… я их давно не люблю
Когда я думаю о школе…
… каждое утро
… для школьника это нормально
… хочется скорее ее окончить
… меня это бесит!
Естественно, большее количество «неблагополучных» ответов свидетельствует о наличии у ребенка определенных эмоциональных проблем. Чаще всего само содержание предложенных ребенком окончаний предложений дает достаточно много информации о том, от каких именно страхов страдает ваш сын или дочка.
Психологам давно известно, что внутренний мир человека очень ярко проявляется в рисунках. Поэтому очень многое об эмоциональном состоянии ребенка, наличии у него определенных страхов вы сможете сказать, внимательно пронаблюдав за тем, что и как рисует ваш наследник.
В целом можно отметить, что в рисунках высоко тревожных людей (как детей, так и взрослых) встречается очень много штриховки, нажим бывает слишком сильным или слишком слабым, «автор» многократно стирает нарисованное. Линии часто бываю неровными, «с островками», рисунки оставляют впечатление запачканных». Тревожный ребенок будет скорее выбирать темные, мрачные краски, чем яркие и веселые.
Если вы заметили в рисунках ребенка такие особенности, постарайтесь проанализировать, зависит ли их наличие или отсутствие от тематики изображения. Например, если ребенок много штрихует и «мажет» только при изображении сценок из школьной жизни, становится понятно, что именно в ней находится сосредоточение его тревог и страхов.
О наличии страха может говорить и очень тщательная прорисовка какого-то элемента рисунка, акцентирование всех деталей, диспропорция в размерах.
Например, Саша (6 лет) нарисовал сценку из своей детсадовской жизни. Дети на рисунке гуляют, играют на площадке. В центре рисунка – фигура воспитательницы. Она нарисована непропорционально большой, тщательно прорисованы все детали ее одежды. Именно для изображения воспитательницы Саша использовал самые яркие цвета. В разговоре с мальчиком выяснилось, что несколько дней назад воспитательница очень ругалась на мальчика за то, что тот «плохо вел» себя во время тихого часа (не спал, ворочался, несколько раз просился в туалет) и пообещала запереть его в шкафу, если такое поведение повторится. Теперь Саша очень боится этой воспитательницы, хотя и не говорит об этом.
Можно предположить наличие страхов, и если ребенок опускает в рисунке какие-то детали, существенные с точки зрения сюжета. Например, рисует сценку из школьной жизни, но не рисует никого из своих одноклассников. Или рисует одноклассников, но отделяет их от своего изображения какими-то линями, барьерами, дверями. Скорее всего, в этом случае у ребенка есть какие-то страхи, связанные с отношениями с другими ребятами (подробнее вы сможете прочитать о таких страхах в третьей части нашей книги).
Ну и наконец, обращайте внимание на наличие откровенно неприятных, пугающих изображений в рисунках ребенка. Понятно, что если ребенок постоянно изображает пожары, землетрясения, бандитов с ножами, кладбища, то с его эмоциональным состоянием не все в порядке.
Для того, чтобы лучше понять, то творится с вашим ребенком, попробуйте поговорить с ним о рисунке, поспрашивать, что именно там изображено, кого ребенок нарисовал, что делают и о чем думают герои рисунка. Можно также попросить ребенка придумать какую-нибудь историю или сказку по своему рисунку. Только не будьте чересчур настойчивыми. Ребенок имеет право на свой внутренний мир, и мы не должны «ломиться» туда без спроса, пусть даже из самых лучших побуждений. Просто дайте знать, что вам не безразлично, что происходит с сыном или дочерью, вы готовы выслушать и попытаться помочь. Именно при такой позиции с вашей стороны гораздо больше шансов на то, что ребенок все-таки решится поделиться с вами мучающими его переживаниями.
Итак, далеко не всегда ребенок сообщает нам о своем страхе. Дети не говорят о страхе по ряду причин:
Важно знать, что страх может проявляться самыми разнообразными способами: от абсолютного равнодушия к реально существующим проблемам до физических недомоганий.
Понять, что ребенка все-таки мучают страхи, можно, тщательно понаблюдав за его поведением. Очень ценный источник для выявления детских страхов – это анализ рисунков. Однако нельзя быть слишком настойчивыми в стремлении «выведать» страхи ребенка, о которых он по разным причинам не хочет или не может сказать. Этим вы только разрушите доверие со стороны сына или дочери.