Эпистемологическая метафора Д.Гроува (пример из практики)

Эпистемологическая метафора Д. Гроува
(пример из практики)


     

«Посреди зимы я, наконец, осознал, что внутри меня
скрыто неуничтожаемое лето»
Альбер Камю

Новозеландский психолог-консультант Дэвид Гроув в свое время заметил, что многие его клиенты неоднократно применяли метафоры для описания своих болезненных и негативных состояний, психотравмирующих воспоминаний, а также глубинных переживаний своего «Я». Гроув открыл, что метафоры после детального изучения довольно быстро становятся идеосинкрастическими, т.к. в них есть элементы и смыслы, которые применены только к конкретному человеку. Более того, он заметил, что метафоры каждого человека содержат в себе структуру и внутреннюю логику во временном аспекте. В результате можно сказать, что человек не обладают метафорой, а как будто являются своей метафорой. И когда происходит изменение метафоры, то человек тоже изменяется.
В основе метода Д. Гроува лежит техника «чистого языка». Данная техника направлена на использование только слов клиента. Однако, для того, чтобы метафора клиента стала динамической, терапевт формулирует вопросы, связанные со временем (Когда) и пространством (Где). С помощью этих вопросов постепенно создается эпистемологическая метафора симптома клиента.
Эпистемология – это наука о том, как мы знаем то, что мы знаем. Когда клиенту адресуется эпистемологический вопрос: «… Когда тебе тревожно, как ты знаешь, что тебе тревожно?», чтобы дать ответ на такой вопрос, клиент должен отправиться на поиск в глубь себя. В дальнейшем слово клиента «тревога» превращается в его собственную метафору, которая имеет форму, размер, структуру, и начинается постепенное ее движение в пространственно-временном континууме.
Задача терапевта состоит в том, чтобы отыскать время и место «пускового» события для создания эпистемологической метафоры, для решения проблемы клиента. Как правило, такой механизм находится в раннем детском возрасте: где-то до 6 лет (но это не обязательно). Таким образом перед терапевтом стоит интересная задача рассмотреть симптом через прицел «…где (место) и …когда (время)», чтобы отыскать травматическое событие в жизни клиента и его переструктурировать.
Клинический случай: девушка подросткового возраста с детства боится темноты. Она не знает и не помнит, когда появился страх темноты «… сколько себя помню всегда боялась темноты и спала с включенным светом». При этом страх темноты очень сильно выражен. Так, если ей предложить представить, что она войти в темную комнату, то у клиентки сразу появляются вегетативные признаки в виде учащенного сердцебиения, дыхания, потливости, расширения зрачков и т.п. Интересно отметить, что при описании своего страха клиентка говорит, что «… как будто кто-то на меня смотрит, наблюдает за мной».


Терапевт (Т): Что ты хочешь, чтобы произошло с твоим состояние?
Клиента (К): Чтобы страх ушел
Т: И когда ты хочешь, чтобы страх ушел, то как ты знаешь, что тебе страшно?
К: Сердце начинаете биться, колотиться.
Т: И когда тебе страшно, сердце начинает биться, колотиться, то где именно в теле тебе страшно?
К: В груди.
Т: И когда в груди сердце бьется, колотиться, то где именно в груди?
К: Слева.
Т: И когда в груди слева бьется и колотиться, то где слева?
К: Под ребрами.
Т: И когда под ребрами, слева, в груди, бьется и колотиться, то имеет ли это форму?
К: Это как шара, который охватывает меня всю.
Т: И когда это как шар, который охватывает тебя всю, есть ли цвет у шара?
К: Черный (голос становится тихим, глаза сами закрываются).
Т: И когда шар… черный… что хочет сделать шар?
К: Шар хочет испугать меня до смерти.
Т: И когда шар хочет испугать тебя до смерти и шар пугает тебя до смерти, то что происходит дальше?
К: Я начинаю трястись.
Т: И когда ты начинаешь трястись, что происходит еще?
К: Мне ужасно страшно.
Т: И когда тебя трясет и ужасно страшно, то сколько тебе лет?
К: Я маленькая. Года 3-4.
Т: И когда ты маленькая… года 3-4, то во что ты одета?
К: В сарафанчике и туфельки (голос становится с детским оттенком).
Т: И когда ты маленькая, года 3-4 … в сарафанчике и туфельки, то что происходит?
К: Мне страшно… темно (начинают проявляться вегетативные признаки страха).
Т: И когда страшно, темно, что происходит дальше?
К: Я пытаюсь открыть дверь.
Т: И когда ты пытаешься открыть дверь, то что происходит потом?
К: У меня не получается открыть дверь… я кричу, плачу…
Т: И когда ты кричишь, плачешь, то что происходит потом?
К: Я чувствую, что кто-то есть, кто-то подходит сзади.
Т: И когда ты чувствуешь, что кто-то есть, кто-то подходит сзади, то где ты находишься?
К: Я в чулане.
Т: И когда ты в чулане, как ты там оказалась?
К: Это очередная шутка моего брата.
Т: И когда это шутка брата и кто-то подходит сзади, то что еще об этом?
К: Я закрываю глаза.
Т: И когда ты закрываешь глаза, то что происходит потом?
К: Я заснула.
Т: И когда ты заснула, то что происходит дальше?
К: Что-то темное на меня наваливается и не дает дышать.
Т: И когда темное на тебя наваливается и не дает дышать, что происходит дальше?
К: Я не могу шевелиться.
Т: И когда ты не можешь шевелиться, то что происходит дальше?
К: Я зову маму, но она меня не слышат.
Т: И когда ты зовешь маму, но она не слышат, то что происходи дальше?
К: Она никак не зайдет, не откроет дверь, потому что не слышат.
Т: И когда она никак не зайдет, не откроет дверь, потому что не слышат, что еще об этом?
К: Там кто-то есть… смотрит с красными глазами на меня (учащается дыхание).
Т: И когда кто-то смотрит с красными глазами на тебя, что происходит?
К: Эти красные глаза, то туда, то сюда… они прячутся за черным шаром.
Т: И когда красные глаза, то туда, то сюда, то что происходит дальше?
К: Кто-то открыл дверь, и я выбежала на улицу.
Т: И когда ты выбежала на улицу, то что происходит потом?
К: Мне хорошо.
Т: И когда тебе хорошо, то что ты чувствуешь, когда тебе хорошо?
К: Свободу.
Т: Где именно в теле ты чувствуешь свободу?
К: В груди и голове… спокойствие.
Т: И когда свобода в груди и голове… спокойствие, то на что похоже свобода, спокойствие?
К: Как музыка.
Т: И когда музыка сталкивается с черным шаром, то что происходит?
К: Шар превращается в воздушный шарик… легкий.
Т: И когда воздушный шарик легкий, то что он хочет сделать?
К: Унести красные глаза.
Т: И когда воздушный шарик хочет унести красные глаза и уносит красные глаза, то что происходит дальше?
К: Мне становиться легче (появляется легкая гиперемия лица и улыбка).
Т: И когда тебе легче, то могут ли вернуться красные глаза?
К: Нет.


Комментарий: Как видно из стенограммы было несколько эпистемологических метафор. Первая – это «черный шар» (страх), который выполнял положительную функцию – защищал от «красных глаз» (вторая метафора). В дальнейшем клиентом была сформирована позитивная метафора «музыка», которая обладала необходимыми ресурсами, чтобы трансформировать первую метафору в «воздушный шарик» и «перенести» «красные глаза». Безусловно у клиентки была проработано травмирующее события с помощью диссоциированого переживания в метафорической форме. При чем такой способ «разрешения» травматического опыта выбирает сам клиент, а точнее его бессознательное. Иногда клиент полностью проходит через травматическое событие и интегрирует «отщепленную» часть себя в свою личность. Скорей всего это зависит, как минимум от 2-х факторов: интенсивность травмы и наличие ресурсов личности. После сеанса у клиентки пропал страх темноты. А причину своего нахождения в «чулане» она сказать не смогла. Да это и не важно.








Что интересного на портале?