Ему просто хотелось поговорить...

(История из моей практики . Имена и возраст намеренно изменены. )                  

Пришел ко мне как-то мужчина 49 лет, зовут его Костя. Бизнес. Любовница. У любовницы ребенок от него. Любит путешествовать. Запрос – состояние постоянной тревоги: плохой сон, навязчивые мысли в голове, что жена узнает про любовницу, бизнес рухнет и т.д. Я стал работать с тревогой!

Начал выяснять подробности его состояния. Он рассказывал, при этом хмурясь, переживая все это чувственно и вдруг…: “А Вы знаете Марат, я тут был в Перу… побывал в одном племени, которое живет практически без цивилизации… просто поразительно как эти дикари могут радоваться жизни… Вот, у нас, Марат, есть все блага жизни, а мы страдаем…”, — Костю понесло. Мечтательный взгляд вверх, развалился в кресле, почти счастливый…

— Быть может, вернемся к Вашей проблеме, Костя…?

— Ох, да конечно!

Он вернулся к тревоге. Я попросил его идентифицировать тревожное состояние, предложил ему понять, в чем суть тревоги: для чего она нужна, в чем ее выгода… т.д. Закрыв глаза, Костя погрузился в легкий транс, понял, дал ответ. У меня была в руке “вторичная выгода” тревоги. “Вы знаете…” – вновь начал клиент – “как-то был случай в моей жизни” – еще на двадцать минут рассказа.

— Здорово Костя, очень интересный рассказ… — вежливо, но настойчиво возвращаю его в работу – Итак, мы знаем, для чего Вам эта тревога. Попросите свое подсознание трансформировать символ (образ) тревоги в то, что надо… — клиент погрузился в мир воображения — Опишите мне, во что превратилась тревога… — через некоторое время он увидел “картину изменений”.

Чистая легкая улыбка скользнула на его лице и вдруг…: “Вот Вы знаете, когда я путешествовал в Непале…”. Итак, между его историями, даже где-то резко прерывая, я проводил терапию. Американские горки. Борьба за Костю. Мне нужен был результат!

В конце приема:

— Костя, ушла ли тревога хотя бы частично?

— Да Марат, мне стало намного легче. И спокойнее.

— Надо доработать эту проблему. Тревога – штука серьезная! – предупреждаю я.

— А Вы знаете, была такая история……

— Костя, Вам одиноко по жизни? – вновь прервал его я.

— Да, Марат, — ответил он.

— Много людей, а поговорит не с кем? – спросил его.

— Точно… — заключил он.

Я предложил ему разобраться и с одиночеством в том числе. Костя больше не пришел на прием. Я был плохим собеседником и эффективным психологом…

А что бы выбрали Вы уважаемые читатели?

 Методы и приемы, использованные в работе с Костей:

  1. На лицо были два запроса: один проговоренный – убрать тревогу, второй — не проговоренный, но постоянно демонстрируемый — это одиночество. У меня стоял выбор, с чем иметь дело, и я выбрал работу с тревогой, именно то, что задал клиент. Предоставлялись различные сценарии работы с клиентом: 1. Забыть про его тревогу и обратить внимание на одиночество; 2. “Утилизация” историй, использование их для работы с тревогой. 3. Работать с чем-то другим.
  2.  
 “Утилиза́ция — использование ресурсов, не находящих прямого применения, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления”. Википедия.

     Зная о том, что в человеке всё взаимосвязано: одна сфера жизни с другой, чувства, мысли и ощущения, одни проблемы с другими… используя, утилизируя одно, мы можем найти понимание другого. Например, “зацепившись” за рассказ про дикарей, и про то, как дикари способны радоваться жизни, можно было бы предложить Косте поразмышлять о том, как дикари обходятся без тревог. История про дикарей “утилизируется” для решения проблемы с тревогой.

    В целом утилизация прекрасный инструмент психолога. 

  • Я выбрал работать с тревогой, игнорируя желание клиента поговорить. Мне был необходим конкретный результат. Костя “размазывал”, не фиксируясь на основной проблеме, и такое поведение, судя по всему, сопровождало его по жизни. Выбрав четкую позицию: “всему свое время” или “начнем с главного”, я пробовал дисциплинировать клиента;
  • “Я предложил ему понять, в чем суть тревоги…” — два смысла этого предложения:
  • Во-первых, это принятие тревоги: “понять” – “принять”. Люди, как правило, пытаются подавить негативные чувства, в том числе и тревогу. Эти чувства никуда не деваются, более того, при подавлении, чувства усиливаются; вступает в силу закон физики – “любое действие вызывает противодействие”. Например, представьте, что Вам смешно, попробуйте подавить свой смех. Да-да, Вас просто будет распирать изнутри. Позиция “понять-принять” – это еще и взятие ответственности на себя: “да, я изучаю тревогу, она во мне…”. Сравните два выражения: “меня беспокоит тревога” и “я тревожусь”. В первом случае тревога живет самостоятельно, во втором – моя тревога есть взятие за нее ответственности. Большинство клиентов приходят с позицией “меня беспокоит…”. Ваша задача “переключать” клиентов на позицию “я тревожусь…”.

    Во-вторых, понять суть тревоги. Суть, как правило, а вернее даже всегда, носит позитивный характер. Понять суть тревоги – это разобраться, в чем же заключается ее выгода. Здесь используется прием «рефрейминг» (фрейм – рамка, рефрейминг – изменение рамки). Рамка зачастую меняет “содержание картины”. Понимая “суть” тревоги, мы одновременно понимаем, в чем ее позитивная выгода, иначе говоря, мы меняем “рамку”. В таком случае, тревога, как и любое другое состояния, чувство, поведение, начинает обретать позитивный смысл. 

  • Вторичная выгода – это неосознаваемые клиентом преимущества негативных проявлений.  Говоря про “суть” тревоги в третьем пункте, мы имеем в виду вторичную выгоду. Есть тревога, и есть “суть тревоги” — вторичная выгода. В мире всегда присутствует “дуальность” — двойственность, пара противоположностей, полярность. У медали две стороны. Понимая то, что у любой проблемы есть иная сторона, скрытая от Вас и от клиента, Вы можете обратить свой взор именно на скрытую позитивную сторону, используя ее как ресурс.
  • “Попросите свое подсознание трансформировать символ (образ) тревоги в то, что надо…”  — здесь есть несколько важных моментов:
  • Во-первых, я попросил подсознание, а не клиента. Подсознание всегда мудрее и умнее сознания человека. Вы только на время представьте себе, что подсознание контролирует: Ваше сердцебиение, дыхание, биохимические процессы в организме, инстинкты и желания, все мозговые процессы, отвечает за то, как вы, не задумываясь, ходите или водите машину и т.д. Поэтому, обращаясь к подсознанию, я обращаюсь к глубокому внутреннему разуму.

    Во-вторых, использование слов: “символ” и “образ”. Подсознание всегда “мыслит” символами и образами. И, в-третьих, фраза “…в то, что надо” носит открытый характер. По сути, я задал рамку подсознанию, а “то, что надо” оно наполнит само; 

  • “Пробираясь” сквозь истории клиента, мы все-таки смогли трансформировать тревогу в нечто иное — в этом нам помогло подсознание;
  • Ему хотелось говорить о “вкусном”, всячески избегая болезненной темы – тревоги, скрываясь за “историями о путешествиях”. Я не знаю, почему он не пришел на следующий прием: то ли тревога исчезла, то ли говорить о приятном все-таки “лучше”, а со мной ему делать это сложно.







  • Что интересного на портале?