(История из моей практики . Имена и возраст намеренно изменены. )
Пришел ко мне как-то мужчина 49 лет, зовут его Костя. Бизнес. Любовница. У любовницы ребенок от него. Любит путешествовать. Запрос – состояние постоянной тревоги: плохой сон, навязчивые мысли в голове, что жена узнает про любовницу, бизнес рухнет и т.д. Я стал работать с тревогой!
Начал выяснять подробности его состояния. Он рассказывал, при этом хмурясь, переживая все это чувственно и вдруг…: “А Вы знаете Марат, я тут был в Перу… побывал в одном племени, которое живет практически без цивилизации… просто поразительно как эти дикари могут радоваться жизни… Вот, у нас, Марат, есть все блага жизни, а мы страдаем…”, — Костю понесло. Мечтательный взгляд вверх, развалился в кресле, почти счастливый…
— Быть может, вернемся к Вашей проблеме, Костя…?
— Ох, да конечно!
Он вернулся к тревоге. Я попросил его идентифицировать тревожное состояние, предложил ему понять, в чем суть тревоги: для чего она нужна, в чем ее выгода… т.д. Закрыв глаза, Костя погрузился в легкий транс, понял, дал ответ. У меня была в руке “вторичная выгода” тревоги. “Вы знаете…” – вновь начал клиент – “как-то был случай в моей жизни” – еще на двадцать минут рассказа.
— Здорово Костя, очень интересный рассказ… — вежливо, но настойчиво возвращаю его в работу – Итак, мы знаем, для чего Вам эта тревога. Попросите свое подсознание трансформировать символ (образ) тревоги в то, что надо… — клиент погрузился в мир воображения — Опишите мне, во что превратилась тревога… — через некоторое время он увидел “картину изменений”.
Чистая легкая улыбка скользнула на его лице и вдруг…: “Вот Вы знаете, когда я путешествовал в Непале…”. Итак, между его историями, даже где-то резко прерывая, я проводил терапию. Американские горки. Борьба за Костю. Мне нужен был результат!
В конце приема:
— Костя, ушла ли тревога хотя бы частично?
— Да Марат, мне стало намного легче. И спокойнее.
— Надо доработать эту проблему. Тревога – штука серьезная! – предупреждаю я.
— А Вы знаете, была такая история……
— Костя, Вам одиноко по жизни? – вновь прервал его я.
— Да, Марат, — ответил он.
— Много людей, а поговорит не с кем? – спросил его.
— Точно… — заключил он.
Я предложил ему разобраться и с одиночеством в том числе. Костя больше не пришел на прием. Я был плохим собеседником и эффективным психологом…
А что бы выбрали Вы уважаемые читатели?
Методы и приемы, использованные в работе с Костей:
- На лицо были два запроса: один проговоренный – убрать тревогу, второй — не проговоренный, но постоянно демонстрируемый — это одиночество. У меня стоял выбор, с чем иметь дело, и я выбрал работу с тревогой, именно то, что задал клиент. Предоставлялись различные сценарии работы с клиентом: 1. Забыть про его тревогу и обратить внимание на одиночество; 2. “Утилизация” историй, использование их для работы с тревогой. 3. Работать с чем-то другим.
Зная о том, что в человеке всё взаимосвязано: одна сфера жизни с другой, чувства, мысли и ощущения, одни проблемы с другими… используя, утилизируя одно, мы можем найти понимание другого. Например, “зацепившись” за рассказ про дикарей, и про то, как дикари способны радоваться жизни, можно было бы предложить Косте поразмышлять о том, как дикари обходятся без тревог. История про дикарей “утилизируется” для решения проблемы с тревогой.
В целом утилизация прекрасный инструмент психолога.
Во-первых, это принятие тревоги: “понять” – “принять”. Люди, как правило, пытаются подавить негативные чувства, в том числе и тревогу. Эти чувства никуда не деваются, более того, при подавлении, чувства усиливаются; вступает в силу закон физики – “любое действие вызывает противодействие”. Например, представьте, что Вам смешно, попробуйте подавить свой смех. Да-да, Вас просто будет распирать изнутри. Позиция “понять-принять” – это еще и взятие ответственности на себя: “да, я изучаю тревогу, она во мне…”. Сравните два выражения: “меня беспокоит тревога” и “я тревожусь”. В первом случае тревога живет самостоятельно, во втором – моя тревога есть взятие за нее ответственности. Большинство клиентов приходят с позицией “меня беспокоит…”. Ваша задача “переключать” клиентов на позицию “я тревожусь…”.
Во-вторых, понять суть тревоги. Суть, как правило, а вернее даже всегда, носит позитивный характер. Понять суть тревоги – это разобраться, в чем же заключается ее выгода. Здесь используется прием «рефрейминг» (фрейм – рамка, рефрейминг – изменение рамки). Рамка зачастую меняет “содержание картины”. Понимая “суть” тревоги, мы одновременно понимаем, в чем ее позитивная выгода, иначе говоря, мы меняем “рамку”. В таком случае, тревога, как и любое другое состояния, чувство, поведение, начинает обретать позитивный смысл.
Во-первых, я попросил подсознание, а не клиента. Подсознание всегда мудрее и умнее сознания человека. Вы только на время представьте себе, что подсознание контролирует: Ваше сердцебиение, дыхание, биохимические процессы в организме, инстинкты и желания, все мозговые процессы, отвечает за то, как вы, не задумываясь, ходите или водите машину и т.д. Поэтому, обращаясь к подсознанию, я обращаюсь к глубокому внутреннему разуму.
Во-вторых, использование слов: “символ” и “образ”. Подсознание всегда “мыслит” символами и образами. И, в-третьих, фраза “…в то, что надо” носит открытый характер. По сути, я задал рамку подсознанию, а “то, что надо” оно наполнит само;