Эмоциональный интеллект и профессиональное выгорание

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Профессия школьного учителя значима и актуальна всегда. Учитель оказывает огромное влияние на личность школьника. В наше время учителем быть не просто, современное общество предъявляет высокие требования к системе образования.

Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.     

Педагог в процессе работы взаимодействует   с детьми, с родителями, и с коллегами, причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментное, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.

В свою очередь ребенку любого возраста хочется, чтобы у него был хороший добрый учитель, который всегда находится в уравновешенном, благоприятном состоянии, готов выслушать ученика, не отмахиваясь раздраженно от его неудержимой фантазии, способный обсудить нередко серьезные, но не совпадающие со старшими взгляды на жизнь.

Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Так, низкий уровень оплаты труда вынуждает многих учителей  брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе (огромное количество учебных часов), а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.

Конечно, неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, однако, по мнению Д. Гринберга (2002), высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании, и др.

Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов  в образовании подавляющее большинство - женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием эмоционального  выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь — с детьми.

  Что же такое эмоциональное  выгорание? Это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооцен­ки и др.

Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов "эмоционального сгорания":

а) усталость, утомление, истощение,

б) психосоматические недомогания,

в) бессонница,

г) негативное отношение к клиентам,

д) негативное отношение к самой работе,

е) скудость репертуара рабочих действий,

ж) злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками,

з) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание,

и) негативная "Я - концепция",

к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев),

л) сниженное  настроение и связанные с ними эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности.

По данным ряда авторов можно выделить три группы переменных, оказывающих определенное влияние на развитие синдрома «выгорания» в профессиях типа «человек — человек» (Форманюк Т. В., 1994).

Личностные факторы:

  • склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность, направленность интересов на явления внутреннего мира и др.);
  • реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);
  • жесткость и авторитарность по отношению к другим;
  • низкий уровень самоуважения;
  • «трудоголизм» (преобладание мотивов, связанных с карьерой, работой, тщеславием, в ущерб другим личным интересам и потребностям);
  • реакция на стресс по типу А (поведение и переживания личности, увеличивающие риск коронарных заболеваний);
  • высокий уровень эмпатии (способность постигать эмоциональные состояния других людей, сочувствовать, понимать мир их душевных переживаний);
  • чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха;
  • профессиональный стаж;
  • возраст и другие индивидуальные особенности личности (Rodgers, Dobson, 1988).

Статусно-ролевые факторы:

  • ролевой конфликт;
  • ролевая неопределенность;
  • неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);
  • низкий социальный статус;
  • ролевые поведенческие стереотипы;
  • отверженность в значимой (референтной) группе;
  • негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности, и т. п.

Организационные факторы:

  • время, затрачиваемое на работу;
  • неопределенное (или трудноизмеримое) содержание работы;
  • работа, требующая исключительной продуктивности и соответствующей высокой подготовки (тренировки);
  • неопределенность или недостаток ответственности;
  • неэффективный стиль руководства, не соответствующий характеру работы, уровню подготовленности персонала или другим структурно-организационным и целевым факторам.

Исследователи генеза синдрома выгорания отмечают, что его развитие носит стадиальный характер (Т. И. Ронгинская, М. Буриша, В.В.Бойко).

Поскольку эмоциональное выгорание - результат длительного эмоционального напряжения и является перманентным (пролонгированным) стрессовым, то есть неравновесным психическим состоянием (А.О.Прохоров), его развитие может рассматриваться как динамический процесс, этапы которого соответствуют механизму развития стресса. В.В.Бойко пишет, что Г. Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал как неспецифическую, защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса( напряжение, резистенция и истощение):

Нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента. «Фаза напряжения  служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов: симптом "переживания психотравмирующих обстоятельств", симптом "неудовлетворенности собой", симптом "загнанности в клетку", симптом "тревоги и депрессии" - крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания» [2; С. 37].

Далее в развитии выгорания следует фаза "резистенции" (сопротивления)- человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Вычленение этой фазы в самостоятельную, замечает В.В.Бойко, весьма условно. «Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения» [2; С. 38]. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремиться к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений: развивается симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", когда неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок; кроме того, проявляются: симптом "эмоционально-нравственной дезориентации", симптом "расширения сферы экономии эмоций", доказательство которого имеет место тогда, когда данная сфера защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми; симптом "редукции профессиональных обязанностей".

Истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Таким образом, «эмоциональному выгоранию может противостоять эмоциональная устойчивость, которая определяется умением управлять своими эмоциями, включающимся в структуру эмоционального интеллекта» [1; С. 5]. В связи с этим, особенно актуальным является изучение роли эмоционального интеллекта в профилактики синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Почему же именно для педагогов так важно умение управлять эмоциями? Да потому, что эмоциональное состояние одного учителя, вос­питателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним в классе. И умение владеть собой необходимо не только самому педагогу, но и окружающим его детям.

Проблема развития эмоционального интеллекта  педагогов связана, на наш взгляд, не только с профессиональной необходимостью – выслушать и понять учащихся, создать позитивный эмоциональный фон на уроке, но и с удовлетворенностью от собственной компетентности, с переживанием личностного и профессионального роста. Ведь тот, кто сам переживал такие моменты, когда партнер охотно шел навстречу, как только почувствовал себя услышанным и понятым, тот привыкает серьезно принимать во внимание позицию и чувства другого человека и показывать ему это.

Безусловно, эмоции и мышление тесно связаны между собой (Изард К.Э., 1999; Рубинштейн С.Л., 1999; Дружинин В.Е., 2003; Greenberger D., Padesky K.A., 1999 и др.). Наверное, поэтому в последние годы назрела потребность в конструировании нового понятия «эмоциональный интеллект».

Первым об эмоциональном интеллекте заговорил американский исследователь Дэниел Гоулмен. Работая с лидерами компаний, он обнаружил, что эмоциональный интеллект  оказывает гораздо большее влияние на потенциал успеха личности (85%), чем умственный интеллект (15%). Замечено, что успех зависит от умения управлять своими эмоциями в гораздо большей степени, нежели от умственных способностей.

Теорию «эмоционального интеллекта» разрабатывают психологи Питер Саловей и Джек Майер (Salovey P., Mayer J., 1990). По их мнению, «эмоциональный интеллект - это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми» [3;С.198].

П. Саловей и Дж. Майер выдел или 4 основных аспекта данного понятия, каждый из которых, в свою очередь, включает определенные способности.

1. Восприятие эмоций:

  • способность распознавать свои эмоции;
  • способность распознавать эмоции других людей (в процессе непосредственного общения, в литературных произведениях и фильмах);
  • способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности;
  • способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции.

2. Использование эмоций для улучшения мышления:

  • способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций;
  • способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений;
  • способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения;
  • способность применять эмоции в процессе создания чего-либо нового.

3. Понимание эмоций:

  • способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой;
  • способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать;
  • способность понимать возможность одновременного проявления различных эмоций;
  • способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую.

4. Управление эмоциями:

  • способность быть открытым, эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным;
  • способность исследовать причины появления определенных эмоций;
  • способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить их них;
  • способность управлять своими эмоциями;
  • способность помогать другим справляться с их эмоциями.

Развитие эмоционального интеллекта может служить профилактикой возникновения таких нарушений, как депрессия, раздражительность и т. д., что является особенно важным для педагогов, испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки. Именно поэтому при подготовке профессионального педагога развитие эмоционального интеллекта является одной из важных составляющих. Развитие эмоционального интеллекта представляется весьма актуальным, поскольку:

- эмоции имеют адаптивную природу, способствуя выживанию индивида на всех уровнях. Следовательно, развитие эмоционального интеллекта способствует повышению адаптивных способностей и гармоничному взаимодействию личности с социумом;

- эмоции связаны с центральными личностными образованиями, с личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта способствует гармоничному личностному развитию, позволяя создавать дополнительные мотивирующие факторы.

- люди, с трудом выражающие или переживающие эмоции (данная черта личности называется алекситемией), в большей мере подвержены психосоматическим заболеваниям;

- эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех, более существенным, нежели общий интеллект.

Развитие управления (владение) эмоциями и понимание эмоций окружающих, представляются  наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия.

Управление эмоциями и чувствами предполагает в первую очередь их осознание и контроль за формой проявления. Под осознанием эмоций понимается:

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием;

            2)  способность выразить данное состояние в знаковой форме.

Именно на уровне осознания возможен контроль за эмоциями, т.е. способность предвидеть их развитие и понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия.

Степень осознанности эмоций может быть различной. К примеру, сложно подаются осознанию:

- эмоциональные процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве;

- ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется тесная связь;

- эмоциональные реакции и состояния, не принимаемые (осуждаемые) в данной культуре.

В последнем случае часто имеет место неконструктивное взаимодействие когнитивных и аффективных процессов, описанное Х. Дженкинсом (1999) как «дистрессовые  стереотипы» поведения. Неадекватные модели поведения родителей в стрессовой  ситуации фиксируются в раннем опыте. В дальнейшем при достаточно сильном напоминании о прежнем дистрессовом опыте люди помимо своей воли «превращаются в нечто, ведущее себя как живой автоматический проигрыватель». Человек начинает действовать нерационально, он говорит неуместные вещи, совершает беспомощные поступки, испытывая при этом чувства, неадекватные настоящей ситуации.

Конструктивное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных процессов, напротив, способствует эмоциональной саморегуляции, в частности, снижению интенсивности негативных эмоциональных переживаний.  

Проблема понимания эмоций окружающих заключена в основном в трудностях их вербализации – сообщения партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий. 

Рассмотрим следующие упражнения которые помогут повысить уровень эмоционального интеллекта. Упражнение  №1: в течении дня задавайте себе следующие вопросы «Что я сейчас чувствую? Какая эмоция сейчас преобладает у меня? Затем представьте свое состояние в виде образа. Это может быть все что угодно пейзаж, животные, предметы и др. Спросите себя, чем я создал (а) это состояние? Для чего оно мне нужно? Какие новые модели поведения я могу использовать для улучшения ситуации? Теперь представьте новый образ ситуации. Затем  проврете  экологию, подстройку к будущему, то есть  как решение проблема отразиться  на вашу жизнь.

 М. Аткинсон предлагает следующие упражнение  для выявления особого способа думать о собственных трудностях:

Упражнение №2 :  «Подумайте о том, что является для Вас личной проблемой…

А теперь задайте себе вопросы:  «Что Вы хотели изменить? 2.«Чего Вам не хватает, чтобы достичь этого? 3. Чего Вам не хватает для получения желаемого результата?» 4. «Когда Вы хотите, чтобы это случилось?» 5. «Как Вы узнаете, что Вы достигли желаемого результата?» 6 .«А когда вы получите желаемое, то что еще случится в Вашей жизни? Что еще улучшится?» 7.«Какие у Вас есть ресурсы, какие силы для того, чтобы преодолеть эту проблему?»  8. «Каким образом Вы можете использовать их для достижения желаемого результата?» 9. « Как Вы можете использовать то, что мешает Вам изменить проблемную ситуацию сейчас, чтобы ее решить?» 10. «Как Вы можете теперь начать попробовать решить эту проблему?»

Так же эффективно использование методов арт - терапии, так как предложенный  метод позволяет обойти сознательные ограничения, психологические защиты и напрямую использовать бессознательные ресурсы:

Упражнение №3: Возьми 3 чистых листа формата А 4, на первом листе нарисуйте свое эмоциональное состояние, которое вам бы хотелось изменить, затем опишите его словами.

На втором  листе нарисуйте то, что бы вы хотели, ваше желаемое состояние так, как будто бы вы волшебник и возможно все, затем опишите Ваше желаемое состояние словами.        На третьем листе нарисуйте то, что будет являться выходом из вашей проблемной ситуации, затем словесно опишите ваши действия.

Теперь рассмотрим рекомендации по профилактики синдрома эмоционального выгорания. Рекомендации это меры, препятствующие развитию синдрома эмоционального выгорания, повышающие стрессоустойчивость организма:

1. Регулярный отдых, баланс работа – досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные(не брать работу на дом)

2. Регулярные физические упражнения ( как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.п.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшим, необходимо спать в среднем, 7-8 часов. Если иметься недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30 – 60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда люди просыпаются отдохнувшими. Чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

5.  Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе( например: по 5 минут каждый час), которые более эффективные, чем редкие и длительные.

6.  На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам.

7. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров.

8. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), т.к. кофеин является  стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через 3 недели после постепенного сокращения потребления кофеина отмечается снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.

9. Делегирование ответственности – разделение ответственности за результат деятельности с клиентами, студентами, пациентами. Выработка умения говорить «нет». Люди, которые придерживаются позиции «чтобы что – то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».

10. Наличие хобби (спорт, культура, природа), т.е. интересы вне работы, позволяющие снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

11. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения, действия по изменению стрессогенной ситуации.

 При первых признаков негативного эмоционального состояние рекомендуется выполнить самостоятельно предложенные упражнения либо обратиться к психологу.

Итак, мы рассмотрели понятие эмоционального выгорания, факторы способствующие его развитию, признаки синдрома, проведена аналогия стадий развития эмоционального выгорания и со стадиями развития стресса, предложены упражнения для самопомощи при наличии эмоционального выгорания. Так же предложены меры профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Следовательно, высокому уровню  эмоционального интеллекта соответствует  «знание о том, как изменить свое негативное состояние на позитивное». Более того, индивид  с высоким уровнем эмоционального интеллекта берет на себя ответственность за собственное эмоциональное состояние». высокий уровень развития эмоционального интеллекта не только является профилактикой эмоционального выгорания и деформации личности педагога, но и способствуют эффективности педагогической деятельности и одновременно повышает удовлетворенность ею. , педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности.

 

 

Библиография:

  1. Андреева И.Н. Синдром эмоционального выгорания у студентов педагогических и юридических специальностей / И.Н. Андреева // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике: материалы I международной научно-практической конференции 31 октября- 1 ноября 2003 года, г.Смоленск. - Смоленск: СГПУ, 2003. - С. 5-7.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. – М.: Информационно – издательский дом «Филин», 1996

3.         Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and

Implications // Psychological Inquiry. 2004. V. 15. № 3. P. 197–215.




Что интересного на портале?