Семейные кризисы приводят или к распаду семьи или к мобилизации семейных ресурсов, в зависимости от того как используется позитивный психологический потенциал семьи. В любом случае, изменения в семейном функционировании затрагивают эмоциональную сферу ребенка.
Как правило, родители не связывают резкое изменение в поведении ребенка, например, агрессивность или подавленность, с семейными кризисами. А ведь для малыша эмоциональной травмой могут быть:
- Перевод в другой детский сад
- Рождение брата или сестры
- Начало работы матерью
- Увеличение ссор в семье
- Развод родителей
- Появление отчима или мачехи
- Госпитализация ребенка
- Госпитализация родителей
- Смерть бабушки, дедушки
- Смерть одного из родителей.
Маленькие дети не умеют говорить о своих переживаниях, поэтому родителям необходимо обратить внимание на нарушение сна, на «цепляющееся» поведение (страх разлуки с родителем), страх стимула (определенного человека, места), повышенную тревожность.
Ребенок может стремиться к одиночеству, у него сужается круг интересов, снижается успеваемость в школе, снижается внимание, появляется излишняя настороженность и напряженность.
У малышей страдает не только личностная сфера, но и познавательная , сфера общения и психическое состояние ребенка в целом. Психологическая травма накладывает отпечаток на всё дальнейшее развитие личности ребенка.
Следовательно, дети, перенесшие психологическую травму, нуждаются в коррекции эмоциональных отклонений.
Методы арт-терапии направлены на формирование у ребенка качеств, повышающих его адаптивные способности к изменяющимся жизненным условиям.
Арт-терапия помогает получить следующие позитивные результаты:
- Снять раздражение, агрессию, эмоциональное напряжение.
- Победить злость , обиду и другие неприятные состояния.
- Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей.
- Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний.
- Существенно повышает личностную ценность.
- Содействует повышению уверенности в себе.
Методы арт-терапии позволяют бережно проработать психотравмирующую ситуацию через игру, рисунок, сказку. Через символическую форму происходит трансформация сильных эмоциональных переживаний, что способствует снижению нервного напряжения и тревожности, уходят страхи и негативные состояния, повышается самооценка.
Образы способны исцелять за счет того, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание и , тем самым, обеспечивают взаимодействие «Я» с источником психической жизни. В процессе работы сталкиваются лицом к лицу сознательное и бессознательное, происходит примирение между ними посредством аффективного взаимодействия.
Арт-терапия способствует созданию условий для позитивных личностных изменений, благодаря уникальным возможностям психики использовать потенциал и здоровые ресурсы личности ребенка.