Эмоциональная компетентность и стиль родительского отношения отцов мальчиков и девочек

В настоящее время внимание многих исследователей обращено к вопросу об эмоциональной компетентности личности. Характерно, что эмоциональная компетентность, как правило, упоминается в одном контексте с профессиональным и личным успехом. Чем выше находится человек на карьерной лестнице, тем более важной и актуальной становится для него задача повышения коэффициента его эмоционального развития, ведь люди с высоким эмоциональным потенциалом строят более устойчивые межличностные отношения, способны лучше мотивировать себя и других, более активны, творчески, более успешны в роли лидера, лучше справляются со стрессами и любыми переменами в профессиональной деятельности, находятся в большей гармонии с собой.

Однако мы считаем, что проблема эмоциональной компетентности также актуальна и в теме родительства, в том числе и отцовства, поскольку роль отца представляет собой определенный пример поведения для ребенка, источник уверенности и авторитета, знаний о мире и труде.

Отцы с высоким уровнем эмоциональной компетентности, на наш взгляд, обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и управлению своей эмоциональной сферой, а также к четкому распознанию эмоционального состояния своих детей, что обуславливает более высокую адаптивность и продуктивность в общении с ребенком, включенность и эмоциональную вовлеченность отца в жизнь и развитие сына или дочери, что, как мы полагаем, обеспечивает более эффективный стиль воспитания отца.

Кроме того, важно подчеркнуть, что по данным многих исследований модель родительского поведения отцов меняется в зависимости от пола ребенка, что является важным условием формирования поло-ролевой идентичности последнего. Принято считать, что отцы играют значительную роль в развитии маскулинных качеств у мальчиков и феминных у девочек.

Объединив вышеизложенные проблемные области, мы решили выявить, существуют ли различия в показателях эмоциональной компетентности между отцами девочек и отцами мальчиков, а также, отличается ли стиль родительского поведения у мужчин, воспитывающих сыновей и дочерей.

Для реализации данной цели были выбраны методики «Торонтская шкала алекситимии», «Эмоциональный интеллект» Н.Холла и опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.Марковской (ВРР). Было опрошено 75 отцов, имеющих одного ребенка, и 75 их детей соответственно.

В результате были выявлены 24 отца с низким уровнем эмоциональной компетентности, обладающих высоким уровнем алекситимии и низкими показателями эмоционального интеллекта (далее «некомпетентные») и 22 отца с низким уровнем алекситимии и высокими показателями эмоционального интеллекта (далее «компетентные»).

«Компетентные» отцы эмоционально близки своему ребенку, принимают его таким, какой он есть, в меру требовательны и строги, стремятся оградить ребенка от сложных жизненных ситуаций и правильно направить его, в то же время давая ему достаточную свободу для принятия собственных решений, позволяя ему, таким образом, проявить самостоятельность. «Некомпетентные» же отцы характеризуются, по отношению к сыну или дочери, либо чрезмерной мягкостью, либо слишком большим контролем и жесткостью; показатели по шкале сотрудничество с ребенком у них очень низкие, стиль воспитания авторитарный либо попустительский.

Показатели по шкалам методик «Эмоциональная компетентность» и «Торонтская шкала алекситимии» действительно различаются в зависимости от пола ребенка. Так, среди эмоционально компетентных респондентов отцов мальчиков с высокой самомотивацией, хорошо распознающих собственные эмоции и определяющих эмоциональное состояние своего ребенка несколько больше, чем отцов девочек. Зато хорошо управляет своими эмоциями большее количество отцов девочек, чем мальчиков. Среди эмоционально некомпетентных респондентов, наоборот, большее количество отцов девочек плохо владеет своим эмоциональным состоянием. Таким образом, исходя из полученных данных, можно предположить, что мужчины, имеющие сыновей в целом несколько более эмоционально компетентны, чем мужчины, являющиеся отцами девочек.

Далее мы выявили некоторые различия между стратегиями родительского отношения отцов девочек и отцов мальчиков. Так, эмоционально компетентные отцы оказались более последовательны и при этом менее строги в воспитании девочек, чем мальчиков, более авторитетны для своих дочерей, но менее близки с ними эмоционально, нежели с сыновьями. В отличие от них эмоционально неграмотные отцы более близки к девочкам, и более удовлетворены своими взаимоотношениями с ними, чем с мальчиками.

Таким образом, нам удалось убедиться, что различия в показателях эмоциональной компетентности, а также в некоторых характеристиках стиля родительского отношения между отцами, воспитывающими девочек, и мужчинами, воспитывающими мальчиков, действительно существуют. Кроме того, результаты исследования дали нам основание предположить, что высокий уровень эмоциональной компетентности способствует более оптимальному взаимодействию отцов и их детей. Данный вывод, на наш взгляд, позволяет убедиться в необходимости и актуальности изучения исследователями такой мало разработанной на настоящий момент темы, как эмоциональная компетентность отцов.


Что интересного на портале?