Эмоции и чувства – это вредный побочный жизненный продукт! Или нет?..

Часто клиенты говорят о том, что эмоции – это вредный побочный жизненный продукт: «Разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек, и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «Зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивают мужчины [1].

И, коль скоро чувства опасны, то и размещать их – значит признавать, что ты живой и, следовательно, ранимый, значит признавать свою слабость, а еще, упаси бог, зависимость. Поэтому существуют техники борьбы с эмоциями и поддержки других людей, исходя из этих техник. Например, близкие говорят: «Не бойся! Всё будет хорошо», «Не парься об этом, оно пройдёт». Или: «Радуйся! У тебя ещё вся жизнь впереди!». В разговоре двух обычных людей, например, друзей, такого рода советы или предложения встречаются очень часто. Люди как будто говорят друг другу: «Не чувствуй того, что ты чувствуешь. То, что ты чувствуешь – неправильно. Надо чувствовать по-другому». Чаще всего людьми в этот момент движут какие-то свои неприятные чувства, которые они не способны выразить иначе или которых они хотят избежать. Медицинско-психологический факт в том, что если человек отказывается переживать одни чувства, то он останавливает все [3].

Да, человек имеет какую-то власть над своими переживаниями и какую-то возможность осознанного выбора. Но в целом, эта сила ничтожна. Особенно, если человек переживает трудные времена. Попытки заставить себя радоваться (или горевать) можно сравнить с попытамки изменить температуру воды в реке с помощью электрического чайника, выливая кипяток туда литр за литром: и устанешь быстро, и толку никакого [3].

Что же такое эмоции? В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.

Эмоции (в академической психологии) – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Эмоции – это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс [2].

Итак, эмоции – это психический процесс. А психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма.

Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи?

Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое происходит с клеткой в ситуации опасности. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности.

Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем сознательное мышление. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа. Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного [1].

Эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т.е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается па его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. [2].

Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке».

Итак, какие функции выполняют эмоции? Как минимум три:

1. Оценка

Например, страх мы испытываем в ситуации опасности. Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником сверхобобщения своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Например, были у человека жесткие или даже жестокие, авторитарные родители, считающие, что детей нужно держать в ежовых рукавицах, да пороть, чтоб жизнь медом не казалась и жизненная наука усваивалась лучше.

Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Поэтому невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные. Функция-то одна.

2. Мотивация и мобилизация энергии.

Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок, потому что нет мобилизации энергии. каждому человеку, пожалуй, знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет.

С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Например, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти. А купить, ну, ой как хочется…

3. Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно,откуда исохит), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Дело в том, что эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. К простым эмоциям обычно относят: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой эмоцией лежит а) оценка ситуации б) мотивация к определенному действию в) маркировка потребности. Например.

 

Эмоция

 

Оценка ситуации

 

Мотивация к определенному действию

 

Маркировка потребности

 

Страх

 

Опасность

 

Избежать угрозы

 

Потребность в безопасности

 

Вина

 

Я совершил что-то плохое

 

Искупить вину

 

Потребность в принятии другими людьми

 

Благодарность

 

Мне сделали что-то хорошее

 

Вознаградить благодетеля

 

Потребность в отношениях с другими людьми

 

 

И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Итак, попытка игнорировать эмоции («Всё будет хорошо!»), сидеть в медитации и ожидать, когда они изчезнут – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции, работающий, к тому же, на бессознательном уровне. Поэтому человеку иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому призыв: «Я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», было бы полезно послушать, о чем хочет сообщить эмоция. Как говорил К.Г. Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать».

Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Эмоции могут быть обманчивы, преломляясь в психике человека через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке [1].

Проживание чувств – это душевная работа. Особенно, если это неприятные чувства. Для того, чтобы эту работу было возможно совершить, нужны силы, нужна решимость – желание освободиться от накопленного груза. И безопасная обстановка.

Сдерживание чувств, их останавливание или игнорирование – тоже работа, причём тяжёлая. Она тоже требует усилий. Вот когда эти усилия перестают оправдывать себя, когда груз этот становится слишком тяжёл, тогда люди ищут помощи и иногда находят её в психотерапии.

 

  1. Латыпов И. Нафига нужны эмоции? Интернет ресурс. Режим доступа: http://tumbalele.livejournal.com/95877.html
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебное пособие / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
  3. Не чувствуй это! Электронный ресурс. Режим доступа: http://nnm.name/ne-chuvstvuy-eto/

 

 

2014-12-20
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?