Эффективность деятельности военнослужащих и их субъективное благополучие

 

 

            Аннотация. В статье анализируются различия в оценке эффективности деятельности работника в сфере производства и военнослужащего. Показано, что важнейшим фактором эффективности военнослужащего выступают его адаптационные ресурсы и в частности – оптимальные стратегии поведения. Приведены результаты исследования, выполненного на призывниках воинской части, демонстрирующие взаимосвязь эффективности и субъективного благополучия солдата.

           Ключевые слова: эффективность деятельности военнослужащего, субъективное благополучие, копинг,психологическая травма.

     В производственной сфере эффективность работника определяется уровнем соответствия результатов его деятельности поставленным задачам. Эффективным работником считается знающий свое дело человек, компетентный специалист, своевременно и результативно выполняющий производственную задачу c выгодой для предприятия. Эффективность и «успешность» – вполне сопоставимые понятия. Успешностью деятельности считают соответствие ее результатов запланированным критерия и ожиданиям потребителей. В то же время многие авторы указывают, что успешность не всегда коррелирует с эффективностью. В современных работах по психологии управления показана взаимосвязь эффективности и высокого уровня мотивации сотрудников, а также их лояльности. Модель соотношения уровня способностей и уровня мотивации сотрудника позволяет отследить, что для сотрудников с высокой мотивацией и высокими способностями характерна высокая эффективность; для слабо мотивированных и малоспособных – низкая эффективность; для способных, но не мотивированных характерна низкая эффективность, а для мотивированных, но малоспособных – средняя эффективность .

      В целом, для развития эффективности работника на производстве важны:его ориентация на организационный, групповой, индивидуальный компоненты результативности; наличие в организации процессов непрерывного развития;вовлеченность работника; наличие в организации хорошо налаженных коммуникаций, постоянный диалог членов команд, что позволяет выявлять ожидания и обмениваться актуальной информацией.

   Однако, если мы имеем дело не с работниками, а с военнослужащими, все вы-шеизложенные представления могут оказаться неактуальными или неполными:эффективность деятельности солдата – малоисследованный феномен. «Проблема создания психологии, ориентированной на выявление и повышение эффективности профессиональной деятельности военных, была поставлена уже в послевоенные годы», – указывает И.Г. Березин . В 1958 году под руководством К.К. Платонова была проведена первая работа по изучению возможности применения психологических методов для отбора курсантов в летные училища; в 60-70-х годахсоздана система психологического отбора специалистов для ВМФ, Сухопутных войск, ПВО и Ракетных войск. К.М. Гуревич в качестве предпосылок эффективности деятельности военнослужащих в обстановке действия внешних рисков и стрессов рассматривал совокупность их индивидуально-психологических особенностейв сочетании с положительной профессиональной мотивацией.

    Исследования профессиональной эффективности широко проводились для сотрудников МВД, в частности, в направлениях: анализа историко-правовых основ профессиональной подготовки; формирования профессиональных компетенций; изучения психологического обеспечения эффективности сотрудников; исследовании психологических основ аттестации и переаттестации в период реформирования и модернизации.

   Наиболее современным подходом к анализу эффективности военнослужащего нам представляется подход с точки зрения наличия адаптационных ресурсов, важнейшими из которых являются копинг-стратегии. Поскольку служба – процесс не производственный, мы не можем применять критерий производительности и вынуждены применять критерий оптимального поведения. Так, в работе Н.В. Козиной, А.Д. Скорняковой проблема эффективности военнослужащих напрямую увязана с наличием у них адаптационных ресурсов,и в частности, ресурсом владения стратегиями эффективного копинга; эффективность солдата трактуется как способность к эффективному поведению.

    И.А. Авдеенко, О.Н. Чибирков к числу основных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военнослужащих относят: морально-психологическую подготовленность, адаптацию к выполнению боевых задач, мероприятия по восстановлению ресурсов военнослужащих; правильные решения командиров, готовность солдат к боевым действиям; сплоченность и дисциплинированность воинского коллектива, оптимальная организация быта военнослужащих

   В нашем исследовании в рамках проекта «Личностные адаптационные ресурсы работников экстремальных профессий» изучалась взаимосвязь эффективности военнослужащих по призыву (осень-зима 2016г) с показателями их субъективного благополучия, копинг-поведения и степени проявления травматического стресса.Эффективность солдат оценивалась методом экспертных оценок; в качестве экспертов выступали командиры подразделений. С помощью критерия Мана-Уитни было показано, что существуют значимые различия между эффективными и неэффективными призывниками по некоторым исследованным параметрам: а именно,по шкалам «Вторжение» и «Избегание» опросника травматического стресса и по шкале «Субъективное благополучие». Более эффективными оказываются призывники, испытывающие большее субъективное благополучие, имеющие более низкий уровень травматизации и менее выраженное поведение избегания.

Правдина Лида Ромуальдовнаг. Ростов-на-Дону Южный федеральный университет

Тынникова Маргарита Ивановна Астраханская область Воинская часть ЮВО

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

2017-05-07
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?