Дорога к собственной личности

Однажды работал с пациентом с диагнозом биполярного аффективного расстройства. Поступил он в стадии острой мании. После соответствующего фармакологического лечения, мы вместе стали трудиться над выработкой стратегий совладающего поведения в трудных ситуациях и совершенствованием процессов саморегуляции. В стадиях интермиссии у пациента сохранялась склонность действовать недостаточно целенаправленно под влиянием внешних обстоятельств, иногда случайных импульсов, что могло отразиться на социальном функционировании и привести к новым рецидивам. Поэтому были сформулированы такие цели.

В этой статье хотелось бы поделиться опытом, осветив одну из техник, которая помогла значительно продвинуться в поставленных направлениях. Эта техника относится к разряду арт-терапевтических, построена на основе работы со сказкой с подключением художественной экспрессии.

Была выбрана аудиозапись сказки Гнездилова А.Н. «Дорога», также подготовлены изобразительные материалы (карандаши, мелки, листы бумаги). Задание проходило в 2 этапа:

1) На 1-ом этапе необходимо быть прослушать сказку, при этом свободно зарисовывать те образы, ассоциации, которые приходят в голову, изначально они должны быть связаны со сказкой. Это могли быть образы персонажей, каких-то событий, абстрактных представлений, связанных с видением сказки и др.

2) На 2-ом этапе происходило обсуждение сказки и получившегося рисунка. Необходимо было ответить на ряд вопросов к сказке и к рисунку, вот некоторые из них: «О чем эта сказка?», «Что для меня самое важное в этой сказке?», «Какой персонаж мне ближе?», «Что больше всего понравилось, а что не понравилось?», «Что я ощущал, чувствовал, переживал?», «Что я запечатлел на рисунке?», «Что это для меня значит?», «Как это проявляется в моей жизни?», «Как я могу использовать полученные знания?» и др. Выбор вопросов зависит от поставленных целей.

Примечания: подбор сказки является очень важным моментом в использовании данной техники. Также необходимо предварительное консультирование и установление рабочего контакта с пациентом (клиентом). «Правильный подбор» сказки учитывает проблему человека, а эффективность зависит от готовности к работе над данной проблемой. Часто случается так, что человек не запоминает всю сказку, иногда не может ее пересказать. Конечно, данный момент может свидетельствовать о разном: нарушение концентрации внимания, потеря интереса, мотивации, чрезмерная погруженность в собственные переживания и т.д. Однако, стоит обратить внимание на то, что если человек заинтересован в происходящем и открыт к взаимодействию со специалистом и с собственными переживаниями – это может означать глубокое исследование собственной личности, тех моментов, которые вызывают больше всего эмоциональный отклик. Ведь сказка – это лишь приглашение во внутренний мир человека. И здесь необходимо только направлять к исследованию этого мира.

Прежде всего, представленная техника помогла пациенту посредством идентификации с персонажем лучше понять свои чувства, переживания, а затем поконтактировать с ними. Рисунок усилил эти переживания, зафиксировал и помог выразить их через отношения с изобразительными материалами, а затем при помощи психолога помог обозначить, связать с реальным опытом. Столь необходимое принятие собственных чувств, части своей личности, а также коррективный эмоциональный опыт и проверка реальности помогли смягчить аффективные реакции и более осознанно относиться к своим действиям.

Сказка как волшебный фонарик - освещает те части нашей личности, которые мы не принимаем, или те, которыми мы дорожим.



 


Что интересного на портале?