Дон Жуан-одинокий неуверенный в себе ребенок-Нарцисс, не познавший материнской любви и заботы.

 

«Мужчина, который любит много женщин, познает женщину. Мужчина, который любит одну женщину, познает любовь».

Дон Жуан – мужчина, имеющий неотразимый шарм и очарование, обладающий способностью магически действовать на женщин. Перед его чарами очень трудно устоять. Однако построить близкие отношения ему не удается. Его романы всегда яркие, бурные, но короткие, подобно вспышке. На самом деле он разочарован в любви, хотя ему трудно в этом признаться даже самому себе. Свою уязвимость он чувствует особенно остро, когда начинает стареть и терять свою силу и привлекательность. Дон Жуан вдохновляется своей моложавостью, запирая себя в детство, так и не сумев адаптироваться к зрелости.

Дон Жуаны разбивают сердца женщинам, появляясь и исчезая как утренний туман. Что же из себя представляют эти неуловимые мужчины, что ими движет и можно ли их приручить, замкнуть круг бесчисленных поклонниц, став для него единственной?

Дон Жуан – это мужчина с контрзависимой нарциссической структурой личности. Нарциссы имеют свои особенные оттенки в зависимости от разных способов адаптации к миру, базовых паттернов отношений. Контрзависимый нарциссживет с базовой установкой «ОТ людей», нарцисс зависимый стремиться «К людям», альфа-нарцисс – «ПРОТИВ людей».

 

Контрзависимый нарцисс с виду бесстрашен и часто озабочен своим внешним обликом. Он выглядит решительным, ярким и харизматичным. Его личность завораживает, в нем видят победителя и прекрасного лидера. Он может быть великолепным любовником. Но бесчисленные похождения и победы не удовлетворяют его желание быть раскрытым, освобожденным от показной независимости. Он отрезан от глубокого контакта с другими и от ощущения своего истинного «Я». Зацикленный на самом себе, он ищет одобрения у других, пытаясь обрести самоуважение. Так меняя одну женщину на другую, он собирает частицы потерянной любви, пытаясь насытится. Его основная ошибка в том, что он считает, что источник любви находится в другом, так как контакт со своим собственным питательным родником у него потерян.

Его психологическое развитие задержалось на подростковом возрасте. Он нетерпелив, не имеет глубоких постоянных привязанностей, не может обрести равновесие и покой. Идеалистичный, бесхитростный, предающийся фантазиям как ребенок, он живет сиюминутными удовольствиями, не умеющий вовремя остановиться. Неосознаваемое внутреннее напряжение, полное отсутствие дисциплины, толкают его на авантюры, многие из которых обречены на неудачу. Их отождествление себя « с птицей высокого полета» и их неспособность устанавливать простые «земные» отношения создают для них серьезную проблему в отношениях. Пока у «самолета не закончиться топливо и он не начнет падать» трудно будет что то изменить в самовосприятии  этого «пилота».

Почему Дон Жуан становится таким? Еще в детстве, не получив достаточной тепла, принятия и заботы от своей матери, его естественная потребность в зависимости не удовлетворяется и вокруг образовавшейся внутренней пустоты выcтраивается защита. В таком случае человек остается «вечным ребенком», тоскующим по матери, который захватывает его душу, обещая волшебную жизнь хотя бы в заоблачных фантазийных далях, высоко-высоко над миром взрослых отношений и обязанностей. Но в наследство этот вечный «внутренний ребенок» получает не только свою уязвимость, беззащитность, неорганизованность, но и игривый творческий дух, энергию вечного обновления, поэтическую красоту, вдохновение.

Детство без достаточной заботы и поддержки матери приводят к отрицанию важности материнской заботы и человек живет по принципу «я сам справлюсь», которые проявляются в чрезмерной браваде, авантюризме и одиночестве. Чтобы защитится от равнодушного неласкового мира (подобного отношениям с матерью), он создает защиту – стеклянную капсулу. В этой капсуле он уходит в потусторонний мир воображения, избегает любых конфликтов, неизбежных при воплощении себя в отношениях. Контрзависимый нарцисс «раздувается» от ощущения безграничного потенциала, талант и харизма плещут через край. Создается ощущение, что человеческим возможностям нет предела. Высокий полет в одиноких, бездушных пространствах может опьянять, но часто не имеет ни реалистичной цели, ни смысла.

Они избегают сильных чувственных связей, так как страх «запутаться» оказывается сильнее создания человеческих отношений. Женщинам с такими мужчинами нужно быть очень осторожными: слишком сильные эмоции их могут напугать, а слишком холодные отчужденные отношения не заинтересовать. Здесь важна уравновешенность, конкретность и постоянство. Прежде чем позволить себе привязаться к избраннице, Дон Жуан может устроить серьезную проверку на принятие его негативных качеств личности, на способность выдерживать его таким непредсказуемым, непостоянным, необязательным. Чаще всего он выбирает идеализированные отношения на расстоянии, без совместного проживания и обязательств (с любовницей) и серые, будничные, примитивные (с женой), которые являются для него тылом, но в которых он теряет свою «волшебную» силу. Они могут испытывать приступы самоуничижения, когда ощущают себя простыми смертными. Но, тем не менее, им необходимо учиться формировать реалистические устремления и идеалы, чтобы прожить земную жизнь с близкими. Свою внутреннюю пустоту невозможно заполнить новыми романами, сексуальными экспериментами, как невозможно утолить жажду морской водой. Внутренняя пустота заполняется только принятием и светлых и темных частей личности прежде всего в себе, потом в других и в самой жизни. Только из понимания того, что "со мной всё в порядке прямо сейчас", "всё уже на своих местах" рождается ощущение полноты и целостности, соединение "земного" и "божественного".

Дон Жуану не достает сострадания другим, естественной способности заботиться. Только ощущая заботливое и чуткое отношение к себе на протяжении долгого времени, такой человек сможет увидеть и принять свои слабые теневые качества и обрести целостность в доверительной и безопасной обстановке, сможет преодолеть страх быть разоблаченным, недостойным, несовершенным, а значит, нелюбимым. Его может затронуть и исцелить только женщина с искренними, бескорыстными намерениями, способная на истинную любовь и самоотдачу. У партнера по жизни может не хватить терпения и понимания. Поэтому часто таким людям помочь может только специалист – психолог, психоаналитик, который предоставит теплую принимающую среду для постепенного вызревания. 

У людей с нарциссической структурой личности нарушена половая идентичность. Чтобы мужчина стал мужчиной, а женщина женщиной, им необходимо иметь конкретный значимый идеализированный объект для подражания. Если у мальчика был отец, которым он не мог восхищаться или вообще его не знал, то ребенку приходиться воспринимать общие абстрактные образы, которые не могут стать личными, персональными и реалистичными, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей мальчика. Поэтому у нарциссов такие завышенные, оторванные от действительности жизненные ориентиры и идеалы. Чтобы внешний идеализированный образ стал со временем внутренним проводником, необходимо еще принятие, защита и поддержка со стороны этого идеализированного объекта, чтобы ребенок смог ощутить опыт переживания радости, творческого подъема и самоуважения. Так формируется адекватная самооценка, уверенность в себе, основанная на знании и принятии своих сильных и слабых сторон личности. Если родители не смогли этого дать ребенку, это могут дать другие значимые люди (учителя, наставники, друзья…). Но они должны быть реальными и обеспечить обратную связь, принятие, поддержку и одобрение.

Нарциссическая патология возникает из-за многократного отвержения ребенка, манипуляций, чрезмерного вторжения, отсутствия понимания и сострадания со стороны родителей. Родители маленького нарцисса часто используют его для собственного возвеличивания и удовлетворения своих амбициозных ожиданий. Сильный страх критики заставляет такого ребенка  использовать изоляцию как защиту от чувства неполноценности и стыда. Внутреннее напряжение нагнетается сильнейшей агрессией как реакцией на недостаточную заботу.

Каждому человеку важно быть принятым родителями. Без этого трудно принять себя, ощутить самоуважение и самоценность. Желание утолить этот голод может затянуться на целую жизнь, лишая человека возможности направить свое внимание не на ожидания недополученный родительской любви и признания, а на раскрытие своих одаренностей и талантов, на собственную реализацию. Осознанно принимая непринятие родителей, таких неспособных на эту безусловную любовь, мы даем самой жизни заполнить эту пустоту теми людьми, которые на это действительно способны. Дон Жуаны меняют женщин, пытаясь утолить свою вечную жажду, приносящую страдания. Но в данном случае ничего не получается, так как на самом деле они подменяют бессознательно одно желание другим, перенося ожидания любви от родителей на женщин, таких же неспособных на это, так как выбираются бессознательно. Дон Жуану не нужен хороший объект, ему нужен плохой, чтобы сделать его хорошим.

Ярким представителем контрзависимого нарцисса является художник Густав Климт. Он был известен как знаток женщин, восхитительный любовник, сердцеед, знающий как угодить слабому полу. Его жизнь была богата романами, внебрачными детьми, славой и известностью в мире красоты и творчества. Но среди этих многочисленных муз так и не нашлось место для той единственной, с которой он бы смог бы создать прочный семейный союз и обрести душевный покой и постоянство. Ему так и не удалось освободиться от материнского комплекса. Его жизнь оставалась во власти могущественного и безраздельного влияния матери. Дамские образы его картин не ограничивались одними светскими портретами. В женщине художник видел, прежде всего, нечто роковое, повелевающее мужчиной, живущее инстинктами и завлекающее в мир своих страстей. 

"Юдифь". Г.Климт. 1901 год.

Образ роковой женщины появляется и в первом варианте полотна «Юдифь I» (1901 г.). В истории мировой живописи художники часто обращались к этой библейской героине и представляли свое понимание ее поступка. Бесстрашная Юдифь, которая ради блага своего народа провела ночь с противным ей предводителем вражеского войска и отрубила ему голову, воспринималась героиней, пожертвовавшей своим телом во имя свободы родины. Климт же увидел в ней женщину, при помощи своих чар подчинившую себе мужчину и отнявшую его жизнь. Юдифь в интерпретации Климта теряет героический ореол и приобретает качества "кастрирующей женщины" (терминология Фрейда), отнимающей у мужчины силу, держащей его в страхе, то есть психологически кастрирующей (унижающей и обесценивающей).

Второй вариант «Юдифь II» (1909 г.) – подлинное воплощение образа роковой женщины, несущей смерть и испытывающей от этой смерти физическое наслаждение. Она живет сексуальными инстинктами и жаждой уничтожительной игры  с мужчиной, игры царицы с рабом, коварства и жертвы, ставка в которой – смерть. «Юдифь II» стала последним образом в галерее роковых женщин Густава Климта.

"Три возраста женщины". Фрагмент. Г. Климт. 1905 год.

В феминизированном мире Климта веселятся «Водяные змеи», рыжие бестии или теснятся трое – спящая девочка на руках матери и безобразная старуха – картина «Три возраста женщины», напоминающая нам о старости и смерти, неизбежности увядающей молодости и красоты, особенно волнующих художника. И, наконец, Климт пишет свой хит «Поцелуй» – символ единения мужчины и женщины.

Золото одежд окутывает фигуры влюбленных и рождает впечатление исходящего от них сияния. Оно превращает  сцену в сакральное действие. Первоначально их разъединяла тонкая линия, орнамент женщины был округлым, у мужчины прямоугольным, но позже Климт сделал зону, где оба орнамента сливаются, создавая эффект полного слияния. Жесткие линии мужского орнамента обозначают мужественность, округлые орнаменты означают женственность. Мужчина доминирует хотя бы на полотне, отражая мечту Климта, которой не было в реальности.

"Поцелуй". Г.Климт. 1907-1908 год.

Образ его женщины в картине – собирательный. Этот образ испытывает сильное сексуальное возбуждение. Художник находил этот мотив особенно привлекательным, так как был помешан на эротике и боялся излишней близости. Каждый поцелуй был для него испытанием. Не раз он задавал себе вопрос: «Почему я никогда не хочу оставаться с ними? Почему меня тянет вечно назад к независимой вольной жизни»? И отвечал: «Ведь плотская любовь мимолетна. Зависть, ненависть, разочарования, старость, смерть, - все это мешает любви».

Картина «Поцелуй» была пространством исследований и исцеляющей фантазийной реальности Климта, где он мог сам решать, как и когда приближать возлюбленных, преодолевая свой страх истинного слияния с женщиной. Ведь в картине таится угроза. Персонажи на краю пропасти и могут упасть в пустоту. Хотя картина называется «Поцелуй» целует только мужчина. Что делает женщина? Ее целуют только в щеку. Она не желает отдаваться мужчине. Она отталкивает его рукой. Он пытается поцеловать ее в губы, но она поворачивает голову, чтобы он не смог этого сделать. Она не в том настроении, чтобы отдаться ему всецело душой и телом, как любящая. Она ничего не обещает, давая понять: «Все будет по-моему, я делаю что хочу, а не то, что ты хочешь». В этом прослеживается опыт ранних негативных отношений с матерью, его извечный голод по ее безусловному принятию, уважению и любви, что мешало ему научиться доверять женщинам, преодолеть страх быть ими уничтоженным, униженным и раздавленным.

 Женщина в творчестве Густава Климта остается прекрасной загадкой, непостижимой тайной, разрешить которую мужчина не в состоянии, (как и понять и изменить собственную мать). Женщину можно обожать или бояться, боготворить или считать исчадием ада, но понять и приручить – нельзя. Возможно, мужчины подобные Дон Жуанам увлеклись познанием женских душ и тел, чтобы исследовать своего «врага» во всех деталях и преодолеть вечный страх быть обесцененным и отвергнутым женщиной.

Не отождествившись с собственной мужественностью, они вынуждены воевать со слабым полом, боясь вступить в настоящую схватку с себе подобными мужчинами. Не сумев отделиться от своей матери и перейти в мужской мир через мир своего отца, они навечно заковывают себя в мире феминности, подавляя свою агрессию, жесткость и решительность.

С другой стороны, чтобы познать себя, необходимо познать и то, кем ты не являешься, т.е. свою противоположность. Тогда познавая другой пол, мы лучше познаем и собственную половую идентичность.

Только через "разрушение" объекта привязанности появляется новый отдельный субъект, рождается человек как самостоятельный полноценный, отличный от другого.Только различия между людьми помогают преодолевать страх слияния, т.е. соединение без растворения, без утраты своих первоначальных свойств. Страх любви становиться равносильным страху смерти, где утрачивается ощущение собственного "Я", исчезает контроль и чувство "моё", человек становиться слабым и уязвимым перед неопределенностью в отношениях. Поэтому феминным мужчинам так трудно соединяться с женщинами, а маскулинным женщинам с мужчинами. Вместо доверия и нежности они предпочитают войну полов и конфликты. 

Только у зрелой личности, с хорошо осознанным, зрелым и дифференцированным "Я", появляется возможность двигаться дальше, от личностного развития к духовному, чтобы случилась встреча с божественным источником. Тогда человек становится подобным реке, впадающей в океан, чтобы слиться с чем-то большим, чем маленькое отдельное человеческое существо и познать свою истинную природу как часть Целого.

Очень важным путем к исцелению контрзависимого нарцисса является преодоление вечного стремления к совершенному образу – той стеклянной капсуле, которая сохраняет психическую целостность, но отгораживает от открытого и живого контакта с внутренним и внешним миром. Совершенство для нарцисса – защита от ощущения неполноценности и стыда. Образ, с которым они себя отождествляют, должен быть красивым и эстетичным: шикарный дом, красивая жена, талантливые и замечательные дети, высокий социальный статус, успешная карьерная лестница, престижный автомобиль, модные увлечения… Если кто-то из членов семьи не соответствует идеальной картинке, для него это как трещина в броне, стыд за них, потеря гордости и самоуважения. Им нужно осознать свою неприступность и недосягаемость для других в этом великолепии, что вызывает чувство зависти у окружающих и ведет к одиночеству. Важно увидеть способы обесценивания других для собственного возвеличивания, что является хорошим способом нажить себе врагов и недоброжелателей. Именно встреча со своим глубинным стыдом и страхом может помочь растопить защитную капсулу и вступить в близкие отношения с истинным "Я".

Дон Жуану придется сделать выбор: хрупкий пьедестал, который может развалиться в любую минуту, иллюзорный фальшивый раздутый образ собственного "Я", приносящий только страдания и ощущение внутренней пустоты и неудовлетворенности или простую земную реальную жизнь, с ее победами и поражениями, человеческими печалями и творческими открытиями, тихой радостью и осмысленным существованием; возвышенные, недосягаемый отношения с идеалом или глубокий постоянный союз с единственной возлюбленной со всеми ее слабостями и чутким сердцем, умеющим по-настоящему любить.

Путь к себе контрзависимого нарцисса пролегает через перепроживание душевной боли, связанной с осознанием вечного голода по несостоявшейся материнской любви, теплу и заботе. Тогда происходит трансформация, восстанавливается контакт со своим внутренним истинным «Я», излечиваются детские раны и возникает обновление через перезагрузку.

Только там, в глубинах нашей души, в темных местах бессознательного находится и самая сильная боль и путь к освобождению от нее, соединение с нашей бесценной жемчужиной – внутренним бесконечным источником силы и божественной любви. Убегая от боли, прикрывая ее чем-то иным, закрывая глаза на правду - все это лишь отдаляет человека от выздоровления. Только через принятие своих слабостей, неудач, ограничений возможно изменение, это закон природы и человеческого сознания.

Иначе выстроенные защиты, в виде фантазийной идеализированной жизни, стремления к совершенству и высокомерия, частой смены деятельности и партнеров, удерживают «вечного ребенка» в облаках и заставляют его перелетать от одного приключения к другому, почти не вступая в контакт со своей истинной природой и с окружающим миром. Такой «вечный ребенок» не в состоянии приземлиться, чтобы всерьез заняться карьерой или построить глубокие отношения.

Внутренние демоны нашего бессознательного, которые кажутся нам ужасными и разрушающими, могут стать могущественными проводниками, помогающими нам соединиться с духовным миром. Горести психической боли являются лишь трамплином на пути к освобождению и соединению с истинным источником радости,  творческого созидания и умиротворения. Нужно только попробовать это волшебство преображения на собственном опыте. Удачи!

 

 

® Потеенко Светлана Валенитновна

Контакты: тел.8(916)902-46-57; [email protected]


Что интересного на портале?