Доктор, что у меня с головой?

Доктор, что у меня с головой?

Начну издалека.

Когда-то я училась в консерватории на двух отделениях сразу и делала это как подорванная. Хронический недосып, картофельный цвет лица в период сессий и сплошные пятерки в дипломе.

Несмотря на академические успехи, я с обескураженностью отмечала два момента. Во-первых, соотнося свой уровень знаний со знаниями профессоров, говорящих на нескольких языках и помнивших, казалось, все на свете, я понимала, что мне и жизни не хватит, чтобы приблизиться к их уровню.  Во-вторых, не все студенты так убивались из-за учебы, а материал хватали легче и оперировали им куда увереннее моего.

В общем, можно было констатировать, что умом не вышла и успокоиться на этом. Но тут возникали несостыковки.  К примеру, у меня отличная память, и казалось, можно было брать исключительно ею. Ан нет. Прочитанное уходило как вода в песок, и вспоминалось с трудом – медленно, очень медленно.  Кроме того, успешное обучение в непростом вузе тоже несколько противоречило гипотезе о врожденной тупости.

Спустя много лет, накануне поступления в МГППУ я штудировала Хорни и кое-что узнала. Это была первая информация,  проливающая свет на особенности работы моих мозгов. Точно не процитирую (ха-ха, куда уж мне), но смысл таков: невротики, выбирающие стратегию «к людям», не способны как следует овладевать информацией.

Овладевать, владеть – вот именно так. Куда более емко, чем «помнить».

Поясню про Хорни. Под данным вариантом невроза автор подразумевала различные, типично женские реакции и состояния, связанные с высоким уровнем нейротизма, психастенией, депрессивным складом личности и созависимыми паттернами поведения.  Если сказать то же самое совсем просто, то наш тип личности и текущий внутренний расклад напрямую влияет на наши познавательные процессы — иногда не в лучшую сторону.

Потом у меня случилось третье высшее образование, с которым я справилась куда бодрее, чем с первыми двумя. Но, даже окрепнув внутренне, я продолжала – и продолжаю по сей день – сталкиваться с теми же «не помню», «не владею», «о чем это вообще». Если меня, к примеру, внезапно спросить, как звали Верди, я сперва остекленею взглядом и скажу «гм». А уже потом – «Джузеппе».  Как зовут Фрейда, я вроде запомнила.

А дальше уже мне встретилось  много чудесных женщин с похожими проблемами; у меня была возможность говорить с ними и выслушивать их,  и таким образом появилось больше материала для размышлений.  Я смотрела на них со стороны и видела, что они умны, обладают оригинальным видением мира, высоким эмоциональным интеллектом и наверняка довольно высоким IQ. Но все они жаловались на «что-то с головой» — забывчивость, невозможность удержать информацию, быстро ее извлечь и использовать.  Стало очевидно: эта проблема – не моя личная, она схожим образом затрагивает многих.  То есть, можно с аккуратностью выдвинуть гипотезу, что определенный склад личности и сопутствующие ему нарушения ведут к следующим особенностям работы наших светлых голов:

— кажущаяся забывчивость, «ничего не удерживается в голове»;

— трудности в момент переключения с одной задачи на другую;

— «лестничное мышление»: правильное решение приходит с запозданием;

— серьезные затруднения в ситуации,  когда надо что-то сделать быстро (я имею в виду интеллектуальные операции);

— много недоверия себе, привычка легко сбиваться, смущаться, молчать, даже когда знаешь правильный ответ;

Свести вышеперечисленные особенности к слабой и медленной, по Павлову, нервной системе, не получится, даже если постараться. Во-первых, о быстрой истощаемости здесь речь не идет – как раз возможность работать долго и продуктивно обычно налицо. Во вторых,  квази-проблемы с нормальной памятью явно не из павловской оперы. В третьих, тут много чисто психологических нюансов –  вросших убеждений «со мной что-то не так», колоссальной неуверенности, завышенных требований,  скачков самооценки, шаткого самоуважения. То есть, мы имеем дело со множеством особенностей (врожденных и приобретенных), которые свалены в одну кучу.

По-хорошему, эту кучу надо аккуратно разбирать и кропотливо изучать содержимое. В ней, я уверена, найдется масса всего интересного из самых разных областей – нейропсихологии, психофизиологии, патопсихологии, etc .  Но пока что у меня есть только  несколько опорных точек для размышления. Именно так. Не советов психолога, не рекомендаций,  а выстраданных на собственной шкуре подсказок, в каком направлении можно двигаться. Возможно, что-то пригодится и вам.

  1. С нами все ок. У нас отличные головы, которые работают особым образом. Ничто из прочтенного, выученного, осмысленного не прошло даром. Но нужная информация приходит к нам не в виде цитат и определений, как это бывает у других, а в виде почти интуитивных всплесков.
  2. Именно потому, что знания маскируются под интуицию, нам трудно себе доверять. Эту способность хорошо бы целенаправленно развивать и поддерживать. Тем более, что, постаравшись, каждая из нас вспомнит множество примеров, когда была абсолютно права.
  3. Не стоит пестовать свои перфекционистские наклонности и постоянно себя критиковать и чего-то от себя требовать. Нам стоит научиться ценить то, что имеем, и использовать способности наилучшим образом.
  4. Если играть (и проигрывать) в «Свою игру» нравится – то бога ради. Но по мне, так соревнования из серии «кто быстрее всех покажет,  что он самый умный» только нервируют. Это не наше, и лучше себя поберечь.
  5. Диспуты с горластыми, наступательными собеседниками? А ну их.
  6. В преддверии серьезной работы лучше настроиться на небольшой, но ощутимый и измеряемый результат. Когда он будет достигнут, все необходимая информация немедленно вспомнится, а тревога уйдет.
  7. Избегать спешки – мне это кажется очень важным. Почти всегда можно найти время, чтобы побыть со значимым вопросом и услышать внутри себя ответ.
  8. Когда решение или понимание приходят , к ним хорошо бы прислушаться, а не подвергать сомнениям и критическим нападкам.
  9. Когда мы что-то делаем быстро – это не означает автоматически, что мы это делаем неправильно.
  10. Даже если мы ошиблись, в этом нет никакой катастрофы. Мы несовершенны, и мир это вполне переживет.
  11. Во фразе «я сейчас не могу это вспомнить» тоже нет ничего ужасного.
  12. Каждая из нас может составить список тех вопросов и областей, в которых компетентна. И держать его на видном месте.
  13. Наверняка каждая из нас сталкивалась с высокомерием тех знатоков и эрудитов, чьи познавательные психические процессы организованы иначе. Так вот, на это высокомерие можно плюнуть и забыть. Эти люди сделаны из другого теста — они не лучше и не хуже, а просто другие. И он никогда не были в нашей шкуре.

Поделиться:


2015-11-18
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?