Дифференциация содержаний бессознательного

Введение. Проблемные вопросы дифференциации содержаний бессознательного.

Дифференциация содержаний бессознательного является, возможно, самой проблемной задачей психологии. Наверно ни по одному другому вопросу не существует такого количества непримиримых и взаимоисключающих противоречий между различными методологическими подходами. Расхождения именно по этим вопросам становились причиной ссор Фрейда с его учениками и именно эти же разногласия породили большое количество психотерапевтических направлений.

Данная статья, конечно, не может претендовать на разрешение всех проблем существующих в области понимания устройства и содержания бессознательного. Однако, я думаю, что существует реальная возможность посмотреть на ситуацию в ее обобщенном виде и, выражаясь языком математиков, «упростить выражение» с целью обозначения наиболее практичных подходов к пониманию сути задач дифференциации содержаний бессознательного.

В разных практических методах психологии есть достаточно много представлений об объектах, содержащихся в бессознательном. Например, З.Фрейд говорит об инстинктах продолжения рода и стремления к смерти (либидо и мортидо) а так же о различных комплексах, К.Г.Юнг говорит об архетипах (психических составляющих биологических инстинктов), Ф.Перлз говорит об инстинктах питания и агрессии, А.Адлер говорит об инстинкте влечения к власти.

Этот список подходов можно продолжить, однако, я хочу обратить внимание на уже обозначившуюся здесь проблему: с одной стороны – все эти подходы говорят о некоем «основном инстинкте», а с другой стороны – психология очень сложно признает наличие инстинктов у человека. И, например, тот же самый Фрейд в других обстоятельствах заявляет, что «человек – это животное лишившееся своих инстинктов». Юнг тоже уходит от прямого признания инстинктов у человека путем сложных размышлений об архетипах, как «психических составляющих биологических инстинктов». Ф.Перлз говорил об инстинктах человека достаточно прямо, однако, современные последователи гештальттерапии всячески уходят от признания инстинктов у человека различными фразами, типа: «Ну-у, это был ранний Перлз, он потом пересмотрел свои взгляды…» и т.п.

Практически во всех учебниках психологии пишут, что «у человека инстинктов нет», «у человека сознание, а инстинкты у животных», «человек – это не животное» и т.п. При этом даются объяснения со ссылками на К.Маркса, который полторы сотни лет сказал, что пчела строит красивые соты, но делает это неосознанно, а инстинктивно, а вот у архитектора есть хоть плохой, но план. Я не буду сейчас критиковать Маркса и узость его представлений о животных и человеке, хочу только обратить внимание на данный факт.

Если обратиться к общей психологии – инстинкты и рефлексы считаются бессознательными реакциями. С этой точки зрения содержания бессознательного логично было бы считать проявлениями инстинктов и рефлексов.

Таким образом, получается нарушение логики – у человека признается наличие бессознательного в принципе, но очень трудно признается наличие бессознательных реакций - инстинктов.


Почему возникла такая ситуация – это отдельный разговор и он станет темой отдельной статьи. А сейчас, я хочу преодолеть существующее противоречие простым признанием того факта, что деятельность бессознательная психическая деятельность организуется бессознательными психическими реакциями – инстинктами. Таким образом, для дифференциации содержаний бессознательного становится естественным анализ и сознавание инстинктов.

 

Сознавание инстинктов

При такой постановке задачи естественно возникает вопрос, можно ли сознавать то, что по определению бессознательно. Если ответить коротко – да, можно. А логическое противоречие нужно снимать не сомнением в возможности «сознавать бессознательное» а пересмотром самого термина «бессознательное».

Если наблюдаемый феномен определить не по принципу отрицания сознания, а дать ему свое имя – все станет на место. Проблема ведь и возникла именно потому, что данному феномену отказали в своем имени и определили через отрицание другого феномена. Создается впечатление, что назвать этот феномен своим именем каким-то людям так же страшно, как в фильме «Гарри Поттер» некоторым магам назвать имя Волан-де-Морта.

Для начала сделаем отступление и поговорим о том, что такое инстинкты. Инстинкт в переводе с латинского – влечение, побуждение. В биологии, медицине и психологии нет единого представления о том, что такое инстинкты и сколько их. Инстинкты имеют достаточно сложную природу функционирования. Объем и предназначение данной статьи не предполагает полного описания нстинктивной деятельности психики. Некоторые особенности инстинктов стоит описать в отдельной статье. Для обозначекния подхода к дифференциации содержаний бессознательного пока достаточно только осознать то, что движет поведением человека.

Вот один из возможных перечней инстинктов:

  • Инстинкт продолжения рода;
  • Инстинкт самосохранения;
  • Инстинкт доминирования (влечения к власти);
  • Интегративный инстинкт;
  • Инстинкт свободы;
  • Инстинкт питания;
  • Инстинкт агрессии;
  • Инстинкт взаимоподдержки;
  • Родительский инстинкт;
  • Строительный инстинкт.

Этот список можно продолжать долго. Например, родительские инстинкты можно дробить – рассматривать отдельно материнские, отцовские, семейные и т.д. Какие инстинкты являются основными, а какие зависимыми – тоже не однозначный вопрос. На мой взгляд, на этот вопрос хорошо ответил К.Г.Юнг в работе «Трансцендентная функция». В этой работе он рассматривает толкование одного и того же сновидения с точки зрения разных психоаналитических подходов – фрейдовского, адлеровского и юнгианского. Толкования получаются все разные, но все они имеют терапевтический эффект. Объяснить этот эффект можно тем, что инстинкты все связаны между собой в единую систему и работа с одним из них, «основным» по мнению данного конкретного аналитика – приводит к изменению всей системы инстинктов.

Итак, перечислим применяемые в психотерапии способы сознавания инстинктов:

  • Сознавание побуждений через сознавание ощущений;
  • Толкование сновидений;
  • Анализ описок, оговорок;
  • Анализ свободных ассоциаций;
  • Анализ движений;
  • Анализ почерка;
  • Анализ рисунка;
  • Анализ стиля одежды и предметов быта;
  • Анализ стиля общения.

Если посмотреть на этот список – можно обратить внимание, на тот факт, что в принципе любое действие может быть проанализировано с точки зрения стоящего за ним инстинкта. Таким образом, можно сказать, что дифференциация содержаний бессознательного может осуществляться по любому виду деятельности. При анализе проявления инстинктов важным моментом является понимание первичности инстинкта по отношению к сознательной деятельности. Так, например, человек сначала влюбляется и только потом может это осознать. Обратная зависимость здесь не работает – человек не может сознательно выбрать в кого ему влюбиться.

 

Выводы:

  • Существует много подходов к дифференциации содержаний бессознательного.
  • Дифференциация содержаний бессознательного осуществляется по анализу инстинктов проявившихся в результатах деятельности.
  • Сознательная деятельность психики обслуживает инстинктивную (бессознательную) деятельность психики. Иначе не бывает.

Я понимаю, что особенно последний пункт выглядит очень радикально на фоне «привычной картины мира». Тема сложная, по разным причинам, в том числе идеологическим. Кому эта тема интересна – можно обсудить возникающие вопросы.

Один из важных вопросов, который вытекает из этой темы – вопрос отличия человека от других биологических видов. Это вопрос отношения человека с природой. Я хочу об этом поговорить в одной из следующих тем.


Что интересного на портале?