Коррекционные упражнения с использованием собственной ладошки особенно полезны детям, пережившим травматичный опыт: семейные ссоры, физические травмы, больницу, любой новый опыт или события, которые ребенку трудно выдержать и активно отреагировать. В таких случаях ребенок может переживать резкие эмоциональные скачки, различные страхи, повышенную тревожность, агрессию.
Так же некоторые упражнения я предлагаю родителям в качестве самостоятельных домашних заданий с детьми в целях профилактики. Дети всегда с большим удовольствием выполняют упражнения с ладошками.
Опишу интересные и эффективные, на мой взгляд, которые часто использую в своей практике.
- Обрисовывание, раскрашивание, отпечатки ладошки (возвращение и укрепление своего «Я»). Эти упражнения я использую в работе с детьми от 3 лет и старше.
- Здесь хороши любые игры с ладошкой: обрисовать и раскрасить, предложенными на выбор материалами (карандаши, краски, фломастеры). Можно предложить вырезать ладошку ножницами, предварительно обрисовав ее на выбранной ребенком цветной бумаге.
Вырезанную ладошку можно превратить в домик и обыграть в песочнице. Пригласить жителей, украсить к домику дорожки и, таким образом, создать целый город или даже мир. И дом-ладошка – это часть мира.
Почти всегда, дети после занятий, хотят забрать домой вырезанные и раскрашенные ими ладошки.
Дополнительную к другим методам диагностику, можно провести по характеру рисунка, дополнительных деталей, нарисованных ребенком по желанию, выбору цветов и материалов для раскрашивания.
- Отпечатки пальчиковыми красками на бумаге, отпечатки в глине (эти техники хорошо использовать в комплексной работе при энкопрезе), особый детский восторг я заметила в процессе закапывания и откапывания ладошки в песочнице. Украшение отпечатка ладошки различными материалами (бисер, ленты, природные материалы). А так же различные, совместные с родителем, пальчиковые игры, где может участвовать вся поверхность и тыльные стороны ладоней.
Ладошка — как мандала, возвращающая и укрепляющая «Я». Она — олицетворение всего тела ребенка и его самости.
2. Упражнение «Мои хорошие качества» (улучшает контакт с собой, повышает самооценку, активирует внутренние ресурсы).
Это упражнение я применяю в работе с детьми от 4,5-5 лет.
Предлагаю ребенку обвести ладошку карандашом. Если ребенок умеет уже писать, говорю что в центре ладошки нужно написать свое имя. Если сам затрудняется – помогаю. Затем говорю:
- Теперь в каждый пальчик впиши свое хорошее качество. В чем ты молодец?
Есть дети, затрудняющиеся ответить на такой вопрос. Тогда помогаю.
Пример из практики:
- Ты любишь животных?
- Да.
- А какие люди любят животных? Какие люди заботятся о них? Что можно сказать о таких людях? Какие они?
- Они добрые.
- И ты любишь животных, и тебе тоже нравится заботиться о них. Значит ты какой?
У ребенка светлеет лицо и появляется улыбка:
- Я – добрый!
- Замечательно! На каком пальчике ты напишешь это качество?
- На большом!
Таким образом, мы заполнили каждый пальчик. Хочу отметить, что с каждым новым хорошим качеством ребенок с большей легкостью и удовольствием находил в себе новые положительные качества уже сам.
В качестве домашнего задания, предлагаю родителю повесить наш результат дома на видное место, стараться каждый день проговаривать вслух хорошие качества ребенка. А так же обрисовать другую ладошку и заполнить новыми качествами.
- Диагностическое упражнение «Дактилограмма». (1)
Это упражнение рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста и старше.
(определение роли и места ребенка в межличностных отношениях, изучение наиболее значимых людей в его жизни, выявление характера взаимоотношений в семье)
Предлагаю обвести ладошку, приложив к листу бумаги. Затем написать свое имя на одном из пальчиков, а затем имена значимых людей на других пальчиках. Если одной руки недостаточно, обводим вторую.
Интерпретация результата:
Выбирая палец для своего имени, ребенок бессознательно проецирует характер внутрисемейных и межличностных (напр.внутриклассных) отношений. Выбор для «Я» среднего пальца свидетельствует о его комфортных ощущениях в данных группах. Безымянный или указательный – незначительное отклонение от нормы, некоторая неуверенность и дискомфорт, заниженная самооценка. Мизинец или большой палец – явный дискомфорт, обособленность и неуверенность.
Так же по обозначению значимых людей на остальных пальцах можно рассмотреть не только разнообразие его коммуникаций, но и степень важности человека для ребенка.
Например, если ребенок школьного возраста обозначает только членов семьи, то это может говорить о том, что он плохо адаптировался в новой для себя среде. И эту информацию необходимо учесть и родителям и педагогам.
Тестирование можно дополнять вопросами:
- Почему ты расположил этих людей именно так?
- Хочется что-нибудь изменить или поменять местами?
- Чтобы ты сделал, если бы этот человек оказался рядом? Чтобы ты при этом почувствовал?
Обращается внимание на то насколько хаотично или последовательно ребенок располагал значимых людей и как часто менял их позиционное расположение.
1. Источник Е. Быкасова. Арт-терапия, как средство развития социальных навыков. Школьный психолог. 2014г.