Диагностические и коррекционные техники работы с детской ладошкой

Коррекционные упражнения с использованием собственной ладошки особенно полезны детям, пережившим травматичный опыт: семейные ссоры,  физические травмы, больницу, любой новый опыт или события, которые ребенку трудно выдержать и активно отреагировать. В таких случаях ребенок может переживать резкие эмоциональные скачки, различные страхи, повышенную тревожность, агрессию.

Так же некоторые упражнения я предлагаю родителям в качестве самостоятельных домашних заданий с детьми в целях профилактики. Дети всегда с большим удовольствием выполняют упражнения с ладошками.

Опишу интересные и эффективные, на мой взгляд, которые часто использую в своей практике.

  • Обрисовывание, раскрашивание, отпечатки ладошки (возвращение и укрепление своего «Я»). Эти упражнения я использую в работе с детьми от 3 лет и старше.

- Здесь хороши любые игры с ладошкой: обрисовать и раскрасить, предложенными на выбор материалами (карандаши, краски, фломастеры). Можно предложить вырезать ладошку ножницами, предварительно обрисовав ее на выбранной ребенком цветной бумаге.

Вырезанную ладошку можно превратить в домик и обыграть в песочнице. Пригласить жителей, украсить к домику дорожки и, таким образом, создать целый город или даже мир. И дом-ладошка – это часть мира.

Почти всегда, дети после занятий, хотят забрать домой вырезанные и раскрашенные ими ладошки.

Дополнительную к другим методам диагностику, можно провести по характеру рисунка, дополнительных деталей, нарисованных ребенком по желанию, выбору цветов и материалов для раскрашивания.

 - Отпечатки пальчиковыми красками на бумаге, отпечатки в глине (эти техники             хорошо использовать в комплексной работе при энкопрезе), особый детский восторг я заметила в процессе закапывания и откапывания ладошки в песочнице. Украшение отпечатка ладошки различными материалами (бисер, ленты, природные материалы). А так же различные, совместные с родителем, пальчиковые игры, где может участвовать вся поверхность и тыльные стороны ладоней.

Ладошка — как мандала, возвращающая и укрепляющая «Я». Она — олицетворение всего тела ребенка и его самости.

2. Упражнение «Мои хорошие качества» (улучшает контакт с собой, повышает самооценку, активирует внутренние ресурсы).

Это упражнение я применяю в работе с детьми от 4,5-5 лет.

Предлагаю ребенку обвести ладошку карандашом. Если ребенок умеет уже писать, говорю что в центре ладошки нужно написать свое имя. Если сам затрудняется – помогаю. Затем говорю:

- Теперь в каждый пальчик впиши свое хорошее качество. В чем ты молодец?

Есть дети, затрудняющиеся ответить на такой вопрос. Тогда помогаю.

Пример из практики:

- Ты любишь животных?

- Да.

 - А какие люди любят животных? Какие люди заботятся о них? Что можно сказать о таких людях? Какие они?

- Они добрые.

- И ты любишь животных, и тебе тоже нравится заботиться о них. Значит ты какой?

У ребенка светлеет лицо и появляется улыбка:

- Я – добрый!

- Замечательно! На каком пальчике ты напишешь это качество?

- На большом!

Таким образом, мы заполнили каждый пальчик. Хочу отметить, что с каждым новым хорошим качеством ребенок с большей легкостью и  удовольствием находил в себе новые положительные качества уже сам.

В качестве домашнего задания, предлагаю родителю повесить наш результат дома на видное место, стараться каждый день проговаривать вслух хорошие качества ребенка. А так же обрисовать другую ладошку и заполнить новыми качествами.

  • Диагностическое упражнение «Дактилограмма». (1)

Это упражнение рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста и старше.

(определение роли и места ребенка в межличностных отношениях, изучение наиболее значимых людей в его жизни, выявление характера взаимоотношений в семье)

Предлагаю обвести ладошку, приложив к листу бумаги. Затем написать свое имя на одном из пальчиков, а затем имена значимых людей на других пальчиках. Если одной руки недостаточно, обводим вторую.

Интерпретация результата:

Выбирая палец для своего имени, ребенок бессознательно проецирует характер внутрисемейных и межличностных (напр.внутриклассных) отношений. Выбор для «Я» среднего пальца свидетельствует о его комфортных ощущениях в данных группах. Безымянный или указательный – незначительное отклонение от нормы, некоторая неуверенность и дискомфорт, заниженная самооценка. Мизинец или большой палец – явный дискомфорт, обособленность и неуверенность.

Так же по обозначению значимых людей на остальных пальцах можно рассмотреть  не только  разнообразие его коммуникаций, но и степень важности человека для ребенка.

Например, если ребенок школьного возраста обозначает только членов семьи, то это может говорить о том, что он плохо адаптировался в новой для себя среде. И эту информацию необходимо учесть и родителям и педагогам.

Тестирование можно дополнять вопросами:

- Почему ты расположил этих людей именно так?

- Хочется что-нибудь изменить или поменять местами?

- Чтобы ты сделал, если бы этот человек оказался рядом? Чтобы ты при этом почувствовал?

Обращается внимание на то насколько хаотично или последовательно ребенок располагал значимых людей и как часто менял их позиционное расположение.

 

 1. Источник Е. Быкасова. Арт-терапия, как средство развития социальных навыков. Школьный психолог. 2014г.

 








Что интересного на портале?